Кто такой реабилитолог
Мне много задают вопросов и часто начинают с фразы: “Не уверен(а), что эти вопросы к вам. Моему ребенку 5 месяцев…”.
Так какие вопросы – мои? Для начала давайте ответим на вопрос, который в голове крутится у большинства:
РЕАБИЛИТОЛОГ – ЭТО КТО?
По секрету скажу, что большинство реабилитологов сами не могут четко ответить на этот вопрос. Когда я учился, то преподавали нам анатомию, физиологию, возрастную морфологию, физиологию спорта, психологию и педагогику. Компот, главное из которого вычленить невозможно. В каждой определенной ситуации может на первый план выйти любая дисциплина.
Реабилитолог – это специалист, работающий на стыке трех дисциплин: медицины, психологии и педагогики.
re – восстановление, возобновляемое действие, habilis –удобный, приспособленный
Согласно определению, реабилитолог должен хорошо знать анатомию. Знать о влиянии физической нагрузки на системы организма, уметь оценивать срочные реакции организма, а значит – знать физиологию. Подбирать упражнения, с помощью которых можно добиться максимального результата, а значит – знать биомеханику. Это область его медицинских знаний и компетенций.
Реабилитолог работает с человеком. Составляет программу реабилитации для пациента с учетом его психологических особенностей, его способов реагирования, позитивного или негативного мышления. Делает ее удобной, приспособленной для подопечного. Учитывает, может ли человек в своем состоянии удержать мотивацию, и есть ли она у него. Знает возрастные поведенческие особенности. Умеет отличить страхи, возникающие при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, от страхов, вызванных психологическими состояниями пациента. Умеет мотивировать пациента. Это – вторая зона компетенции реабилитолога.
Реабилитолог должен быть методологом. Выстраивать методику, соблюдать последовательность и уметь доходчиво доносить до пациента принципы и значение выполняемых упражнений. Это уже педагогика. В своей работе он должен учитывать основные педагогические принципы.
В представлениях людей о профессии реабилитолога присутствует некоторая путаница. И это понятно. Один восстанавливает после травм и перемолов, другой – работает с людьми после перенесенного стресса, третий – вдруг начинает рассуждать об обучении и образовании. Человек един и не делим. От физического состояния зависит эмоциональное состояние и мыслительная активность. Так человек во время банальной простуды снижает свою активность по всем фронтам. В остром состоянии можно не учитывать эмоции и полное отсутствие желания думать. Но в этот момент реабилитолог не работает.
Реабилитолог начинает работать после завершения острой фазы. В период восстановления. Поэтому, в отличии от хирурга, который спасает, и у него есть четкая специализация, реабилитолог сидит сразу на трех стульях.
К реабилитологу-медику человек обращается в тот момент, когда ему уже есть дело до улучшения качества жизни. Ну и как тут не быть психологом и педагогом? Когда начинаешь «чистить» – бегут тараканы.
Или врачи привели в чувство человека после катастрофы и мощного стресса. Тут реабилитолог-психолог вступает в работу. Он просто обязан знать и уметь определять симптомы ухудшения состояния своего подопечного.
Реабилитолог-педагог. О присутствии таких в школе в качестве учителей остается только мечтать. Как прекрасно было бы иметь педагога, который умел бы с ходу определять состояние детей: перегружены они или еще есть солярочка. Который бы четко понимал причину изменения состояния и поведения ребенка и мог на это реагировать адекватно. Пока это только мечта.
Итак, по моему мнению, хороший реабилитолог – это наставник и учитель для своего пациента. Это работа в прямом эфире. Монтажа и второго дубля не бывает.
Основные запросы к детскому реабилитологу:
- Вашему ребенку уже X месяцев, а он еще не переворачивается/не сидит/не ходит/ не говорит, и вас это беспокоит
- Вам знакомы фразы: синдром школьной дезадаптации, не удерживание внимания
- Вы хотите понять, как можно компенсировать сложные роды, кесарево сечение
- Вас напугали диагнозами:
– СДВГ, гиперактивность;
– ассиметричный тонус, гипертонус;
– вальгус стоп, дисплазия тазобедренных суставов;
– минимальная мозговая дисфункция;
– задержка речевого развития
Что делать и куда бежать? И надо ли вообще бежать? Часто не надо.
Ко мне стоит обратиться, если:
- вас пугают капризы и истерики, агрессивное поведение – причины, как реагировать;
- вы хотите быть уверены, что делаете все правильно;
- вы хотите понять, какие игрушки и занятия по возрасту, а также какой спорт – помогут раскрыть потенциал ребенка;
- ну и, конечно, вы хотите: радоваться каждому моменту жизни с малышом, учиться понимать желания и потребности не только своего ребенка, но и свои собственные.