Диагнозы ортопедов: плоскостопие, вальгус, дисплазия тазобедренного сустава
Еще когда учился в Институте, купил себе этот атлас. Изучая его, я стал во многом по-другому относиться к возможностям ребенка, к особенностям строения его скелета и способам помощи детям. Именно тогда я понял, что общий массаж для ребенка до года – это странный подход к массажу. Зачем ребенку нужно делать массаж стоп в 3 месяца? Для меня вопрос остается открытым.
Как ортопеды могут говорить о плоскостопии у ребенка в 1,5 года? Это естественное плоскостопие, как и косолапость у маленького ребенка – это естественное положение стоп. Только к трем годам у ребенка стопа становится похожа на стопу взрослого. До этого на подошвенной части есть жировая прослойка, которая служит естественным супинатором, поддерживающим свод стопы.
Природа – мудрая девушка и сделала все сама. Она не рассчитывала на обувную промышленность. Посмотрите на стопу новорожденного ребенка: она не просто плоская, она лодочкой. Помните, мы в детстве оставляли мокрые отпечатки на асфальте и смотрели, у кого отпечаток более тонкий? Такой отпечаток возможен только после трех лет. До этого у ребенка отпечаток будет плоским.
Если вам поставили диагноз вальгусная деформация стоп. Вальгус – это не плоскостопие. Плоская стопа – это нормально у самых маленьких.
Есть простые проверочные действия.
- Посмотрите сами: направление пяточной кости вертикально или под углом и немного вывернута наружу,когда ребенок стоит?
- Вывернута наружу? Тогда определите, происходит это сразу при постановке стопы или только когда ребенок некоторое время стоит на ровной поверхности?
Если не сразу, то это слабость мышц. Мышцы пока не могут долгое время удержать свод. Нужно просто бегать босиком по разным поверхностям и вечером делать массаж стоп. - Посмотрите, куда смотрит большой палец.
Если смотрит прямо вперед – хорошо. Немного в сторону второго пальца – уже надо напрягаться. Это явный признак того, что надо обратить внимание на стопу и заняться усилением мышечного корсета.
Этот атлас настроил мой мозг на восприятие информации совсем по-другому. Иногда у меня возникает вопрос к некоторым ортопедам: видели ли они этот атлас? Очень частый диагноз, который озвучивают родителям – “дисплазия тазобедренного сустава”.
dysplasia, ae f мед. дисплазия, нарушение развития органов или тканей в ходе эмбриогенеза
Часто складывается ощущение, что сустав ребенка сравнивают с суставом взрослого, но в таком случае недоразвитое естественно и правильно. В этом же атласе есть описание и рисунок тазобедренного сустава новорожденного. Посмотрите, насколько сильно он отличается от сустава взрослого человека. И да, при таком строении возможен вывих сустава, но с таким диагнозом вас просто так из поликлиники не отпустят с рекомендацией поделать массаж. Направят на рентген или УЗИ сразу.
В Питере провели статистический анализ диагноза “дисплазия тазобедренного сустава” и выяснили, что частота постановки такого диагноза в большей степени зависит от района города (от врача), чем от фактического положения. А вот диагноз “вывих сустава” имеет приблизительно одинаковый процент во всех районах города.
В этом же атласе отмечено, что 2-3 вывиха приходится на 1000 родившихся.
Для чего я все это пишу? Только для одного. Если вы пошли на плановый осмотр с ребенком, и вам поставили диагноз “дисплазия тазобедренного сустава”, то не торопитесь расстраиваться.
Нужно про себя ответить на несколько простых вопросов:
- Активен ли мой ребенок?
Если активен, значит, у него нет болевого синдрома. Значит, вывиха точно нет. Это уже плюс. - Движения в правой и левой ногах одинаковы?
Это легко понять. Вспомните, испытывали ли вы дискомфорт при смене памперса или ползунков. - Врач ясновидящий?
Если нет, то как он смог не предположить диагноз и направить на дополнительные исследования, а сразу поставить диагноз без УЗИ или рентгена? - Самое главное – рекомендации врача вам, чтобы справляться с этой ситуацией. По радикальности предложений вы сможете судить о серьезности ситуации.
В любом случае – нужно немного успокоиться и не принимать решения сразу. Пожить до завтра и начать обдумывать свои действия на холодную голову.
И всегда можно задать вопрос мне.
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.