Как сделать так, чтобы ребенок слышал и слушал?

От 0 до ….. 99 лет

Изначально, чтобы, например, вас ребёнок слышал, нужно помнить одну простую вещь: чем меньше опыта у ребёнка, тем большее количество сенсорных систем у ребёнка (слух, зрение, тактильность, вестибулярный аппарат) должно включаться одновременно.

Если мы, например, говорим про возраст 3 месяца, то в идеале ВСЕ системы. Все системы для того, чтобы ребёнок услышал, что мы от него хотим. Вплоть до того, что он должен почувствовать наш запах и ему это важно. Поэтому маме новорождённого ребёнка не нужно пользоваться дезодорантом, духами дома. Не думаю, что кто-то пользуется, но вдруг. Тут уже сразу понятно, что, мы находимся с ним не в соседних кварталах. Мы подходим достаточно близко - держим на руках, лежим рядом. Что называется тело к телу.

Ребенку важно в таком возрасте почувствовать нашу телесность: мы дрожим от возмущения, от страха или мы спокойны, умиротворены. Если держим на руках, то ребенок все считывает. Так мы передаем. Ребёнок маленький, ориентируется именно на эти истории. Поэтому чем меньше ребёнок, тем меньше дистанция, по факту ее отсутствие. До 6 месяцев если вы хотите что-то объяснить ребенку, то там должно быть ноль дистанции. Тогда вы даете весь комплекс, с точки зрения работы сенсорных систем, информации о том, в каком состоянии вы, какая вы, что вы хотите, как вы себя чувствуете, можете показать какая вы и таким образом становитесь понятной для ребенка.

Когда ребёнок уже передвигается, мы можем все это давать на дистанции, мы ее постоянно увеличиваем. Точнее ребёнок увеличивает. До этого он уже набрал материала у вас на руках и может по вашей мимике достроить весь комплекс ощущений. Чтобы было понятно как это происходит вам достаточно вспомнить как вы по голосу близкого человека, говоря с ним по телефону, понимаете его состояние. Это получается само. Вы не только слышите голос, но и достаточно точно представляете себе собеседника: его лицо, его движения в данный момент. С чужими, незнакомыми людьми так точно не получается.

С точки зрения сенсорных систем, мы по факту ничему не научаемся дальше в процессе жизни. Освоили в детстве и пользуемся этим всю жизнь. Понимаете насколько важно дать этот инструмент ребёнку? Умение ощущать, чувствовать.

А чему мы научаемся? Мы научаемся разрывать дистанцию и удлинять во времени наше общение. То есть ребёнок здесь и сейчас слышит, а взрослый человек может неделю установку пронести и выдать в будущем. На расстоянии тысяч километров только по дыханию близкого понять и почувствовать его состояние. Нового по сути дела ничего. Поэтому до 6 месяцев вы несете информацию ребенку, максимально близко от него находясь. Это правило. Это важно. По-другому не получится.

Я не буду вас убеждать, что только так правильно. Я вам предлагаю попробовать попробовать по-другому. И вы все равно придете к этому. Это естественно. Поэтому слово "правильно" неправильное в данном случае. Если вы это понимаете, то в конечном счете вы знаете к чему придете? - что вы не будете пытаться объяснить ребенку что-то, пока к нему не подошли. А если подойдёте и подождёте, то сразу не получите "нет" в ответ, как от непонятного.

А если вы начнете объяснять с расстояния, то, как правило, это отказ или игнорирование. Вы на детской площадке очень четко с этим встречались - если вы находитесь достаточно далеко, вы говорите ребенку "стой", а он вас вообще не слышит. Вы сокращаете расстояние, говорите ровно тоже самое "стой" и вдруг ребенок останавливается.

Почему ребенок до трех лет не умеет говорить по телефону, а только слушает? Потому что не видит, не считывает. А когда он начинает считывать, то тогда у него уже образ этого человека сохраненный, и он по интонации, по голосу восстанавливает телесный образ человека, с которым он говорит по телефону. Т.е. точно также сделаете и вы. Но чтобы его восстановить его сначала нужно дать. А дают его очень примитивно: пощупать, потрогать. Близко, очень близко. И только после этого вы можете расстояние увеличить или даже разорвать, как в примере выше с телефоном. И вот это вот нужно очень четко понимать.

Поэтому мы с ребенком не общаемся на расстоянии. В общем, и со взрослым, который находится немножко не в ресурсном состоянии, мы тоже не общаемся на удалении, мы подходим. Если вы сейчас прямо вспомните как вы это делаете, вы точно скажете, так я так и делаю. С ребенком нужно немножко более утрировано.

И если у вас вдруг не прошло общение, то вы прям сразу можете сказать - дистанция какая? Маленькая/большая? - большая, а подойду ближе и ровно тоже самое попросить.

Вот вам хороший инструмент по работе сенсорных систем. Это из базовых уровней, что будет разбираться дальше на Практикуме.

Давайте подытожим. Самое лучшее что мы можем сделать - это давать новый богатый сенсорный опыт - в с е г о м н о г о. Чем больше мы дали, тем быстрее будет происходить такая история, что ребенок сможет представлять, замещать нехватку информации из собственного опыта, дополняя целостную картину. Ну, вот как я по телефону сказал: передо мной человека нет, я его себе представляю. Достаточно хорошо и живо представляю. Я, например, хочу подарить маме подарок и когда я его покупаю, я представляю маму. Какая она будет - радостная, как она будет себя вести.

Вот чтобы это случилось - это насыщение, эта мотивация, подкрепление мотивацией, то тогда нужно сначала дать. Мощный сенсорный опыт – в с е г о м н о г о , с е б я м н о г о. Очень много до трех месяцев, для чтобы ребенок представлял. И никогда рук не будет много, никогда не будет телесности много, если мы говорим о маленьких детях. Всегда будет мало - испортить руками нельзя. И это все, на самом деле, выстраивает в дальнейшем адекватность человека в общении. Поэтому вы вот так и общаетесь с ребенком изначально. Много опыта.


Родительство не всегда дается просто и часто оставляет слишком много вопросов, о том, как в современном мире воспитать успешного, самостоятельного ребенка, как не упустить ничего важного и не переживать по пустякам.

На Практикуме “Секреты детства для счастливого будущего” я не просто рассказываю о том, как устроен ребенок в связке “тело-эмоция-психика”, а даю большое количество эффективных инструментов взаимодействия с ребенком и объясняю, почему они работают.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.