Что мама знает о ребенке?

В своем недавнем посте “Самое удивительное” я рассказывал об умении ребенка мыслить чувствами. Мы все это умели, но потом нас разучили. С детского сада нам объясняли, что знание – это сила. Только тот, кто будет прилежно учиться и набирать объем знаний, добьется достойных результатов. Достаточно оглянуться по сторонам и вспомнить свой класс, чтобы убедиться в ложности этой установки.

Удивительное в этой истории то, что никто не говорил нам о том, какие достижения у нас будут. Одно из основных достижений, которому мы научаемся в процессе обучения, – забывать. Мы забываем все, потому что не пользуемся этими знаниями. Это вообще не знания – это сведения. Помню, какие усилия тратил наш учитель истории в старших классах, для того чтобы объяснить, чем повод отличается от причины. Я помню сопротивление большей части класса такой постановке вопроса. С таким постоянно приходится сталкиваться по работе. Идет подмена понятий.

У ребенка повышен мышечный тонус – нужно делать массаж и расслаблять мышцы. И не очень многие задаются вопросом “почему присутствует повышенный тонус?”. А ведь именно от понимания причины выстраивается схема действий. Но это еще не последний пункт в цепочке. Главное – что нужно получить как результат после снижения мышечного тонуса? Как и в чем это должно помочь ребенку? Без этого невозможно выстроить стройную систему, где есть оценка состояния (многих факторов), прогнозируемый результат и действия, которые должны привести к желаемому результату через определенный промежуток времени.

Зачем вообще понижать тонус? Очень часто повышенный мышечный тонус у ребенка – это компенсаторная реакция организма, опираясь на которую выстраиваются многие функции. Снизить тонус в такой ситуации – значит разрушить систему адаптации и привести ребенка к многим невозможностям.

Есть другой подход. Он принципиально отличается от механистического. Для работы нужно сначала определиться с желаемым результатом. Придумать, как этот желаемый результат соединить с потребностями ребенка, и только потом начинать действовать.

И вот тут мы подошли к ответу на заглавный вопрос. Что знает мама о ребенке? Самое главное знание мамы – умение чувствовать потребности ребенка. К счастью, я часто встречаюсь с мамами, которые сумели поверить своим ощущениям. Сумели противостоять мнению, что ребенка не надо часто брать на руки – станет “ручным” и капризным, нельзя спать вместе с ребенком – будет несамостоятельным, нельзя много хвалить ребенка – ничего не будет делать без похвалы.

Список этих НЕЛЬЗЯ не заканчивается никогда. И еще нельзя быть счастливыми: ни маме, ни ребенку – потом же они не научатся преодолевать трудности. Отношения мамы и ребенка должны больше походить на игру в футбол: кто – кого. Да, можно уважать и соблюдать правила приличия, но обязательно кто-то должен победить.

Как можно избежать такой системы отношений? Одним простым действием. Пониманием того, что вы хотите получить в результате. Четкое понимание цели ваших действий – и вы с ребенком договоритесь. Вы всегда сможете понять или почувствовать, чего хочет ребенок и как ему это дать. Есть только одно “НО” в этой истории: пространство и свобода ребенка святы, как и пространство и свобода матери.

Если мать хочет спать со своим ребенком, чтобы не скакать через всю квартиру, и ребенку это тоже нравится – спите. Получайте удовольствие. Если ребенку нравится быть на руках у матери, а матери нравится улыбка ребенка в этот момент – берите и радуйтесь. Главное – придумать удобный вам обоим способ, чтобы у мамы осталась здоровой спина. Нравится вам кормить ребенка грудью, вы ощущаете единение с ребенком и чувствуете себя нужной – кормите до тех пор, пока вам обоим это будет нравиться. Отлучить от груди будет проще, когда вам дискомфортно, чем отлучать в момент, когда оба еще в этом нуждаются, каждый по своим причинам.

Никто лучше вас не чувствует вашего ребенка. И если у вас есть понимание, как вы хотите выстраивать отношения со своим ребенком, то действия будут приходить сами собой. Остается только быть открытыми к своим чувствам и чувствам ребенка.

Исключением, пожалуй, являются только острые состояния. Но и тогда мать точно знает, что пора обратиться к специалисту.

Поверьте в то, что вы имеете право на собственные ощущения, свое мнение. И право быть счастливыми со своим ребенком. Вы имеете право на жизнь, а не только на борьбу и преодоление.


«Мамы и малыши», - так я решил назвать полезную неделю с 18 по 25 октября, посвящённую тем, кто заботится о самых маленьких.

Я все время говорю про правильную расстановку «акцентов». На неделе про малышей ударение мы будем ставить на три важных пункта:

Спокойствие. Чем важнее задача, тем больше страх ошибки. Я хочу узнать у вас, мам малышей, моих подписчиц, что вас тревожит, из-за чего вы переживаете. Обсудим, что даёт нам уверенность в себе и когда действительно стоит волноваться.

Своевременность. «Как ничего не упустить?» и «Можно ли навредить ранним развитием?» - я часто слышу эти вопросы от одних и тех же родителей. Нужен баланс. На неделе мы спросим, о чем жалеют мамы уже подросших детей. Поговорим о бесполезности чувства вины за прошлое и возможностях улучшить ситуацию в будущем.

Осознанность. Маму малыша можно сравнить с магнитом, притягивающим полезные советы. Редкий человек не поделится опытом, что уж говорить о ближайшем окружении, которое зачастую настаивает. Сразу скажу, следовать всем советам невозможно. Обсудим, что делать с хорошими и одновременно противоречивыми рекомендациями.

Участники недели с 18 по 25 октября будут получать полезную информацию про малышей, напоминания об эфирах, ссылки на эфиры в записи. Особенно рекомендую зарегистрироваться тем, кто с нами недавно.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.