Что мама знает о ребенке?

В своем недавнем посте “Самое удивительное” я рассказывал об умении ребенка мыслить чувствами. Мы все это умели, но потом нас разучили. С детского сада нам объясняли, что знание – это сила. Только тот, кто будет прилежно учиться и набирать объем знаний, добьется достойных результатов. Достаточно оглянуться по сторонам и вспомнить свой класс, чтобы убедиться в ложности этой установки.

Удивительное в этой истории то, что никто не говорил нам о том, какие достижения у нас будут. Одно из основных достижений, которому мы научаемся в процессе обучения, – забывать. Мы забываем все, потому что не пользуемся этими знаниями. Это вообще не знания – это сведения. Помню, какие усилия тратил наш учитель истории в старших классах, для того чтобы объяснить, чем повод отличается от причины. Я помню сопротивление большей части класса такой постановке вопроса. С таким постоянно приходится сталкиваться по работе. Идет подмена понятий.

У ребенка повышен мышечный тонус – нужно делать массаж и расслаблять мышцы. И не очень многие задаются вопросом “почему присутствует повышенный тонус?”. А ведь именно от понимания причины выстраивается схема действий. Но это еще не последний пункт в цепочке. Главное – что нужно получить как результат после снижения мышечного тонуса? Как и в чем это должно помочь ребенку? Без этого невозможно выстроить стройную систему, где есть оценка состояния (многих факторов), прогнозируемый результат и действия, которые должны привести к желаемому результату через определенный промежуток времени.

Зачем вообще понижать тонус? Очень часто повышенный мышечный тонус у ребенка – это компенсаторная реакция организма, опираясь на которую выстраиваются многие функции. Снизить тонус в такой ситуации – значит разрушить систему адаптации и привести ребенка к многим невозможностям.

Есть другой подход. Он принципиально отличается от механистического. Для работы нужно сначала определиться с желаемым результатом. Придумать, как этот желаемый результат соединить с потребностями ребенка, и только потом начинать действовать.

И вот тут мы подошли к ответу на заглавный вопрос. Что знает мама о ребенке? Самое главное знание мамы – умение чувствовать потребности ребенка. К счастью, я часто встречаюсь с мамами, которые сумели поверить своим ощущениям. Сумели противостоять мнению, что ребенка не надо часто брать на руки – станет “ручным” и капризным, нельзя спать вместе с ребенком – будет несамостоятельным, нельзя много хвалить ребенка – ничего не будет делать без похвалы.

Список этих НЕЛЬЗЯ не заканчивается никогда. И еще нельзя быть счастливыми: ни маме, ни ребенку – потом же они не научатся преодолевать трудности. Отношения мамы и ребенка должны больше походить на игру в футбол: кто – кого. Да, можно уважать и соблюдать правила приличия, но обязательно кто-то должен победить.

Как можно избежать такой системы отношений? Одним простым действием. Пониманием того, что вы хотите получить в результате. Четкое понимание цели ваших действий – и вы с ребенком договоритесь. Вы всегда сможете понять или почувствовать, чего хочет ребенок и как ему это дать. Есть только одно “НО” в этой истории: пространство и свобода ребенка святы, как и пространство и свобода матери.

Если мать хочет спать со своим ребенком, чтобы не скакать через всю квартиру, и ребенку это тоже нравится – спите. Получайте удовольствие. Если ребенку нравится быть на руках у матери, а матери нравится улыбка ребенка в этот момент – берите и радуйтесь. Главное – придумать удобный вам обоим способ, чтобы у мамы осталась здоровой спина. Нравится вам кормить ребенка грудью, вы ощущаете единение с ребенком и чувствуете себя нужной – кормите до тех пор, пока вам обоим это будет нравиться. Отлучить от груди будет проще, когда вам дискомфортно, чем отлучать в момент, когда оба еще в этом нуждаются, каждый по своим причинам.

Никто лучше вас не чувствует вашего ребенка. И если у вас есть понимание, как вы хотите выстраивать отношения со своим ребенком, то действия будут приходить сами собой. Остается только быть открытыми к своим чувствам и чувствам ребенка.

Исключением, пожалуй, являются только острые состояния. Но и тогда мать точно знает, что пора обратиться к специалисту.

Поверьте в то, что вы имеете право на собственные ощущения, свое мнение. И право быть счастливыми со своим ребенком. Вы имеете право на жизнь, а не только на борьбу и преодоление.


Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".

Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.