Если врач поставил “гипертонус”
Этот текст для тех, кому поставили диагноз гипертонус и назначили лечение в виде курса “массажика” и гимнастики.
Давайте разберемся, что действительно нужно, и почему детский массаж может быть не только не полезен, но и вреден.
Необходимо крайне осторожно подходить к состоянию гипертонуса у ребенка и его коррекции. А также – к выбору специалиста по массажу в тех редких случаях, когда это действительно необходимо.
Я хотел бы обратить ваше внимание на все разнообразие проявлений тонических отношений, которые я наблюдаю в своей многолетней практике.
Итак, несколько фактов о гипертонусе мышц:
1) Повышенный тонус ребенка бывает нормой
После рождения у ребенка около месяца сохраняется повышенный тонус – флексорный тонус: все мышцы-сгибатели находятся в большем напряжении, чем мышцы-разгибатели . Очень важно – поза симметрична.
К двум месяцам ребенок все реже находится в напряженном состоянии. Это случается ИНОГДА И ВДРУГ: при эмоциональном возбуждении или тревоге (упала игрушка, неожиданный звук). У всех людей возникают такие проявления, просто маленьким детям требуется немного больше времени на выход из этого состояния.
2) Очень сложно правильно оценить мышечный тонус ребенка в кабинете врача
Десяти минут приема зачастую бывает недостаточно. Ребенок имеет право быть напряженным, когда к нему прикасается чужой человек. Основываться только на том, как ведет себя ребенок на пеленальном столе в кабинете врача, нельзя. Нужно оценить состояние ребенка у матери на руках, в положении лежа, вертикально; как ребенок приспосабливается к изменению ситуации, как эмоционально реагирует.
Поэтому не переживайте сразу и лучше обратитесь еще к другим специалистам, соберите несколько мнений. Но и просто не обращать внимания на заключение врача не рекомендую. Дальше я расскажу, как понять, нужно ли вмешательство врача, массажиста-реабилитолога… или нужно просто жить.
3) Состояние гипертонуса мышц бывает как у детей, так и у взрослых. Чаще всего дети могут справиться с ним САМИ. Это важный опыт: человек, который самостоятельно справился с гипертонусом в детстве, более успешно справится с мощным эмоциональным напряжением, стрессом на работе во взрослой жизни.
Тонус многолик.
Я выделяю гипертонус «ПОКОЯ» и гипертонус «ДЕЙСТВИЯ»
Если мы имеем дело с гипертонусом покоя (Гиперонус П), то он есть в пассивном состоянии, и такое часто встречается при патологии или пограничных состояниях, а гипертонус действия (Гипертонус Д) встречается у всех. Не существует не только ни одного человека, который в детстве не бывал в таких ситуациях, но и взрослого, который бы практически каждый день не находился в состоянии гипертонуса. И я, и вы – все без исключения, это нормально.
Пример 1: Достаточно вспомнить обучение вождению. Кто проходил, не даст соврать: потные ладони, в руль вцеплялись с такой силой, что инструктор просил его не погнуть. И с завистью смотрели на профи, которые одной рукой вращали руль в разных направлениях без особых усилий. В самом начале мы не руль крутим – горы двигаем. Ноги на педалях частенько отплясывают чечетку. Не порулил, а в спортзал на час сходил.
Пример 2: В ситуации привычной и знакомой (вы не овладеваете ничем новым) гипертонус Д может возникать по другой причине. При эмоциональном напряжении. Вдруг трудно писать, рука двигается с трудом и нажим на бумагу такой, что местами она продавлена насквозь. Помню, такое было на экзаменах.
Подобные состояния эмоционального напряжения или обучения новому встречаются у детей до года каждый день (дотянуться до игрушки, перевернуться, сделать шаг и т. д.)
Вопрос в том, как быстро мы приспосабливаемся. Чаще всего ребенок сам в состоянии справиться с повышенным мышечным тонусом. С легкой подсказкой родителей или специалиста. Ему нужно дать время.
Пример: Ко мне на занятия принесли принцессу. Левая рука у нее работала замечательно, а в правой мышечный тонус был немного повышен. При попытке взять игрушку правой рукой она выворачивала кисть наружу и таким своеобразным «ковшом» пыталась загрести желаемое. Если игрушку подержать на одном месте несколько секунд, то она постепенно разворачивала кисть и раскрывала пальцы. Затем брала игрушку в кисть. Вторая, третья… попытки проходили более и более успешно. Если сразу не отдавать игрушку, то скорость приспособления еще увеличивалась. Вот так проявляется нормализация тонуса при собственной активности ребенка. Родители получили от меня только одно задание на неделю: продолжать давать игрушку в правую руку, не вкладывать, а дожидаться, пока ребенок развернет кисть. Через неделю принцесса с одинаковой скоростью брала игрушки обеими руками.
Чтобы не замещать активность ребенка, когда у него есть собственный ресурс, нужно знать, как реализовать эти возможности. При такой организации тонических отношений не нужно ребенка расслаблять (массажами в том числе), так как это приводит только к возврату в привычную установку через некоторое время, и ребенок не научается САМ справляться. Это как дать рыбу вместо удочки. Для определения причин и решения о дальнейшей активности нужен хороший специалист.
4) Массаж и гимнастика ребенку могут быть полезны только (!) в двух случаях Гипертонуса П (покоя):
а) Если тонус сохраняется продолжительное время в покое после прекращении действия:
Пример: У одного из детей, с которым я встречался, это проявлялось в снижении скорости движений. Чем больше он старался, тем меньше у него получалось. Складывалось ощущение, что его постепенно догружали мешками. При попытках перевернуться со спины на живот он начинал движение хорошо, активно, а затем перед ним возникало невидимое препятствие, в которое он толкал себя все с большей и большей силой. Напряжение остается длительное время после прекращения действия. Если в этой ситуации ребенка расслабить перед движением, то у него будет возможность завершить движение, и тонус не будет сильно нарастать. Пройдет немного времени, и он научится. Это важный опыт.
Методика массажа: восстановление ребенка после активности. Сначала с ребенком активно играют, а потом:
- массаж расслабляющий и пассивная гимнастика;
- спокойное плавание в бассейне;
- удобное ношение ребенка на руках, которое позволяет ему максимально снизить тонус.
Сами родители могут делать легкий массаж после прогулки, где ребенок активно двигался и получил нагрузку.
б) Когда ребенок заинтересовался, но мышечный тонус повышается, и он не может преодолеть его. Так может происходить из раза в раз, и в конечном счете ребенок перестает предпринимать собственные попытки и становится созерцателем. Это неминуемо отражается на развитии.
Пример: Такие ситуации часто возникают, когда ребенок мощно эмоционально реагирует. За эмоциями поднимается тонус, и возникают ограничения, которые мешают совершить движение. Многие кормящие мамы сталкивались с ситуацией, когда ребенок сильно хочет есть и первое время не может хорошо взять грудь. Все его движения резки и неточны. Мама удобно берет ребенка на руки, сама принимает удобное положение, и через «плавность» матери ребенок справляется с тонусом. Этот опыт можно и нужно использовать, если у ребенка не получается сделать точное движение рукой, спокойно встать на четвереньки…
В этой ситуации нужно сначала расслабить, а потом активно играть с ребенком:
- массаж расслабляющий и пассивная гимнастика;
- спокойное плавание в бассейне;
- удобное ношение ребенка на руках, которое позволяет ему максимально снизить тонус.
Если поведение вашего ребенка похоже на описание – это повод обратиться к специалисту за консультацией.
5) Есть случаи, когда избавиться от гипертонуса возможно путем увеличения нагрузки. Массаж в данном случае нужен не расслабляющий, а медленный, мощный. Такие движения люди совершают, когда месят тесто.
Когда?
Если тонус нарастает после активности: ребенок остановился, а мышцы продолжают «бежать».
В таком случае нужно не снижать тонус, а, наоборот, увеличивать его в процессе действия и насыщать ребенка всеми типами воздействия. Телесным – массаж, гимнастика. Игрушку не отдавать сразу, а немного удержать, обнимать крепко и дожидаться, пока ребенок сам не начнет вылезать. Пеленать в игре или заворачивать в одеяло. Папа держит – мама спасает. Общение дает дополнительные эмоции и телесные ощущения ребенку.
В этом случае нужно обязательно обращаться к специалисту, который может оценить состояние ребенка и увидеть взаимосвязь тонических отношений и поведенческих реакций.
6) Гипертонус мышц часто является реакцией на действия окружающих, например, на приближение братьев или сестер а также на неприятные конкретному ребенку вещи (одевание, перекладывание в кровать и т. д.). Как вы понимаете, это нормальная человеческая реакция. Поводом обратиться к специалисту должно быть скорее отсутствие таких реакций.
7) Парадокс: чаще гипертонус Д (действия) у детей встречается при сниженном тонусе в покое! Такому ребенку нельзя делать расслабляющий массаж.
Дело не в наличии повышенного мышечного тонуса ребенка изначально, а в его отсутствии. Для точности еще раз повторю: чаще всего причиной гипертонуса Д является сниженный тонус в покое. Это не странно. Чтобы начать действовать, нужно набрать тонус, как правило больший, чем необходимо, а потом совершить действие. Похоже на начало движения, когда сдвигаем тачку с места: прилагаем много усилий, чтобы сдвинуть, а потом подталкиваем.
В этом и кроется основная «засада» для родителей. Они приходят с ребенком на осмотр к неврологу, и он сообщает: гипертонус. Мама в некоторой растерянности: как я могла не заметить, когда нахожусь с ребенком круглосуточно? Но врач сказал, а он же специалист, у него большой опыт. Начинается период прислушивания к ребенку и попытки найти подтверждение диагнозу. И действительно, вы обнаруживаете гипертонус – в активном состоянии. Когда одеваете ребенка и просите его дать руку или ногу и он дает, вы отмечаете, что да, он напряжен. Поиски массажиста, сбор отзывов и решение проблемы близко. Какой проблемы? Снижение тонуса?
Итак, ваш ребенок расслаблен и вдруг становится «деревянным»? Это:
- не повышенный тонус, а сниженный тонус в покое;
- для движения нужен тонус, и его набор проходит через гипертоническое состояние;
- такого ребенка неудобно одевать – его руки и ноги все время втыкаются в одежду;
- когда несете ребенка, то приходится все время подстраиваться под него – как будто несете пирамидку из кубиков.
И в завершении:
Чаще всего я встречаюсь с ситуациями, в которых вмешиваться или не стоит, или надо делать это очень аккуратно, чтобы не сломать способы собственной компенсации ребенка. Многое ребенок может решить самостоятельно.
Последнее время у меня на консультациях вал случаев, когда ребенку уже проделали курсами “массажик”, ситуация ухудшилась в долгосрочной перспективе, родители устали от истерик, ношения на ручках, плохого сна и т. д. Хотелось бы приехать к этим детям в младенчестве, когда все решается быстрее, проще и не усугублено вмешательством.
Данный текст не может являться инструментом диагностики. Для того чтобы правильно диагностировать и правильно воздействовать, вам нужен грамотный специалист – опытный невролог или реабилитолог. Если специалист оценивает ребенка не ситуативно, а выясняет «ДО» – «ВО ВРЕМЯ» – «ПОСЛЕ», то тогда больше шансов помочь. Описывайте ситуацию по схеме: сначала ребенок… потом он… это приводит к…
Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.
Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".
Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.