Олег Николаевич, а не могли ли мы перестараться с массажем?

На днях получил вопрос про детский массаж. Страшнее вопроса придумать было просто невозможно.

"Я, как "правильная" мать, стала водить дочку на массажи с 3-х месяцев. Она у меня была как тюлень и ничего не хотела делать. Переворачиваться тем более. Мне сказали "надо" - я пошла. Честно говоря, сердце разрывалось от того, что я там видела. Но массажистка уверяла, что так надо. Уже во время массажа у нас ухудшился сон настолько, что я превратилась в зомби. Однако я все равно пришла на массажи еще в 7 и в 9 месяцев. Ну, мне внушила массажистка, что это важно для развития.

Да, был прогресс в подвижности, но прошло время, а мой ребенок до сих пор спит отвратительно. Очень истерична, хоть вешайся. И тут я подумала, а не могли ли с массажем перестараться. Нет ли связи? Олег Николаевич, мне интересно Ваше мнение. Как то Вы говорили о том, что массажем можно слишком сильно снизить тонус, и это как раз влияет на поведение ребенка"

Так и хочется ответить: “Да, массаж влияет”. Собственно, Вы это и описываете. Чтобы описать все механизмы происходящего, нужно писать статью. Если коротко, то всегда у здорового ребёнка при проявлении особенностей с тонусом моментально формируются компенсаторные механизмы.

При сниженном тонусе - это могут быть напряжения. Что и происходило у ребёнка. Снизили тонус ребенку массажем и параллельно запустили моторику, но при этом сломали способы компенсации. В результате вы получили усиление ранее закрепленных способов компенсации у ребёнка: выход в напряжение, ухудшение сна, задержки дыхания.

Параллельно с этим получили ещё космонавта, который стал беспорядочно махать руками. Но махать она стала и ночью. Компот ещё тот. Можно было ли делать массаж? Можно, но не расслабляющий, а направленный на напряжение. Тогда ребёнок научился бы снижать тонус самостоятельно. Это физиология- максимальное расслабление наступает после максимального напряжения.

Подобные истории я слышу слишком часто, и это грустно. Несмотря на то, что я сам являюсь массажистом, могу сказать так: массаж не обязателен каждому ребенку. Массажем ребенку можно здорово помочь и также можно навредить. Одновременно с этим, массаж можно делать любому ребёнку, но в случае понимания процессов, происходящих с ребенком. 

Также читайте мою статью "Страшилки про массаж и почему мед - такая странная вещь"


«Мамы и малыши», - так я решил назвать полезную неделю с 18 по 25 октября, посвящённую тем, кто заботится о самых маленьких.

Я все время говорю про правильную расстановку «акцентов». На неделе про малышей ударение мы будем ставить на три важных пункта:

Спокойствие. Чем важнее задача, тем больше страх ошибки. Я хочу узнать у вас, мам малышей, моих подписчиц, что вас тревожит, из-за чего вы переживаете. Обсудим, что даёт нам уверенность в себе и когда действительно стоит волноваться.

Своевременность. «Как ничего не упустить?» и «Можно ли навредить ранним развитием?» - я часто слышу эти вопросы от одних и тех же родителей. Нужен баланс. На неделе мы спросим, о чем жалеют мамы уже подросших детей. Поговорим о бесполезности чувства вины за прошлое и возможностях улучшить ситуацию в будущем.

Осознанность. Маму малыша можно сравнить с магнитом, притягивающим полезные советы. Редкий человек не поделится опытом, что уж говорить о ближайшем окружении, которое зачастую настаивает. Сразу скажу, следовать всем советам невозможно. Обсудим, что делать с хорошими и одновременно противоречивыми рекомендациями.

Участники недели с 18 по 25 октября будут получать полезную информацию про малышей, напоминания об эфирах, ссылки на эфиры в записи. Особенно рекомендую зарегистрироваться тем, кто с нами недавно.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.