Причина ГИПЕРактивности : ГИПОтонус

Много разговоров вокруг младенцев и ГИПЕРтонуса. Очень много. Наверное, даже слишком, ведь истинный гипертонус у детей встречается очень редко. Как правило, в своей практике я имею дело с ГИПОтонусом ребенка.

В моей практике гипотоничные дети – это тренд сегодняшнего времени. Таких детей у меня на консультациях примерно 70%.

Почему? Я не знаю. Возможно, количество информации, которая льется на ребенка, настолько большое, что его “немного вырубает”. Надо чуть-чуть шланговать, чтобы не сильно устать от этого. Также очевидной причиной гипотонических нарушений часто является “неидеальный” сценарий родов: долгие роды, окситоцин, вмешательство в родовую деятельность.

Общий пониженный тонус ребенка является основной причиной:

  • гипермоторности / гиперактивности, неудержания внимания;
  • “спонтанных” эмоциональных реакций;
  • того, что ребенок “виснет на маме”;
  • плохого сна.

Чтобы объяснить, как это работает, приведу пример.

Ребенок – как веревка, которая, чтобы не обвиснуть, пытается набраться тонуса и постоянно двигается. Возьмите в руку веревку, начните ее крутить, как лассо. Теперь она уже не висит, но ПОСТОЯННО ДВИГАЕТСЯ. Именно так делает ребенок: он себя заставляет двигаться. Плохой сон получается тоже именно так.

Еще раз. Когда нужно удержать себя в НОРМОтонусе, то надо выйти из состояния сниженного тонуса, и единственный путь лежит через напряжение и движение.

Поэтому вы и видите ребенка, который в движении и в мобильной ситуации хорош (как лассо!), а в медленной ситуации – становится «костным».

Посмотрите табличку: по возрастам выписал признаки сниженного тонуса у ребенка и кратко написал о том, что нужно делать.

ГИПОТОНУС У РЕБЕНКА

ВозрастКак проявляется?Что делать?
от рождения до 1 годаЗапоры, диатезы, ребенок «неудобный» на руках, «пососет и бросит» – плохо спит (во сне часто вздрагивает, «ищет маму», трудно засыпает, укладывается не меньше часа). Моторное развитие часто опережает развитие сверстников,Пеленание на сон и ночное время, обнималочки – часто и подолгу обнимать ребенка, ношение в слинге. Предлагать ребенку неудобные и/или большие игрушки. 
от 1 года до 3 летРебенок постоянно двигается, не играет одной игрушкой подолгу, не умеет дожидаться, часто недоволен окружающими, «недоговорной», конфликты со сверстниками, легко общается со старшими, речь развивается с опережением.Обнималочки остаются. Мамин массаж – активно проявлять любовь к одной части тела. Например, сегодня я люблю твою ногу. Подолгу, до усталости: активные игры, катание с горок зимой, плавание летом, прогулки по лесу, и после этого приход на детские площадки для коммуникации. Игры в прятки и жмурки (сочетание статики и моторики).
от 3 лет до 7 лет«Я главный» или «я не с вами», постоянное привлечение внимания на себя, активен и не удерживает подолгу внимание, гиперэмоционален.Нужно постоянно создавать пространство, в котором ребенок будет «бегать», но с ЦЕЛЬЮ. Игры: футбол, водное поло. Из дворовых – «банки – палки», строительство снежной крепости. Очень важно научиться ожидать своей очереди и заниматься одним делом долго.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.