Мое интервью про детей кесарева сечения

Невозможно переоценить значение наследственности, воздействие семьи и социума в развитии ребенка, становлении его личности.

Роды – это одно из событий, которое оказывает влияние на человека, на его системы: мышечный тонус, рефлекторную сферу, сенсорные системы. Дети все разные. К родам маленький человек УЖЕ подходит индивидуально.

Но при этом есть и общие закономерности. Роды выбраны искусственно, как точка отсчета. Можно ли сказать, что при родах со стимуляцией все дети будут одинаковы? Нет. Но это не говорит о том, что нет общего. Роды со стимуляций влияют на кровоснабжение мозга. У всех детей возникают из-за этого проблемы? Нет. Но это зона риска, и её нужно оценить. Не случилось – живем дальше. Соглашаться на стимуляцию или отказываться? Часто это спасет жизнь ребенку. Ответ очевиден.

При кесаревом сечении история сходная: как минимум, ребенка уберегли от серьезной патологии. Но при этом возникают нюансы. Главное, что я хочу сказать: вмешательство в родах сказывается на сферах, которые вполне поддаются «воспитанию». Роды идеальны в той ситуации, которая сложилась, когда ребенок и мать здоровы.

Отрывок из интервью сооснователю школы “Большая Медведица” Ольге Коровяковой.

Ольга К.: Что все-таки у кесарят общего?

Олег Л.: Почему я точно знаю, что у них есть общие особенности, и как я навел на это фокус. Я много держал в руках детей-кесарят, и в какой-то момент уже брал в руки ребенка и спрашивал у мамы: «Кесарево сечение?». И она отвечала: «Да».

И я понял, что если я могу определить как-то, значит, эта взаимосвязь есть. Потом я стал продумывать, в чем же эта взаимосвязь. Это однозначно сниженный рефлекторный ответ. Это особенности мышечного тонуса ребенка. С точки зрения мамы, определить это практически невозможно, поэтому я упущу эти моменты. То, что видят родители – поведение и взаимодействие ребенка после кесарева сечения. И это выглядит приблизительно так: маленький человек, который все доводит до пика.

Для того чтобы начать общаться, нужно ситуацию «включить» в некоторых пиковых отношениях, или сказать «нет», довести компаньона до некоторого пика, получить эмоциональный ответ, а потом начать спокойно общаться. Или это ситуация восприятия, когда нужны тоже гиперощущения.

Эти дети требуют и телесных, и эмоциональных гиперощущений.

И самая большая проблема – вопрос жизни в быту. Кесарята, как правило, очень умные, и, с точки зрения осознанности, очень хорошо все понимают. Но когда дело доходит до того, чтобы включиться в какую-то деятельность, особенно новую, это происходит через сопротивление.

Я для себя это объясняю так: когда ребенок не получил прохождения, не прошел сопротивления и, в общем, не начинал жить, мир во время родов на него обвалился, и для того чтобы ему включиться в какую-то деятельность, он просит, чтобы мир на него обвалился заново.

По описанию мам, когда они говорят о поведении, с очень высокой вероятностью можно определить, что ребенок кесаренок. Это не значит, что другие дети себя так не ведут, но кесарята – более выраженно, и это обращает на себя внимание.

Ольга К.: Есть разница между плановым и экстренным?

Олег Л.: Если это плановое, то могут не дожидаться схваток. Есть плановое, есть день, когда это сделали, и тогда ребенок вообще не получал этого взаимодействия. Это из разряда «начали за меня жизнь совсем».

А когда это экстренное, там все-таки схватки были. Медицинские ситуации и показания для ЭКС могут быть разные – состояние матери, состояние ребенка. Но все-таки родовой процесс был запущен, и вот с этими детьми посложнее в диагностике. Они могут быть такими завуалированными. Они все-таки отвечали на схватки, начинали родовую деятельность, участвовали в ней, поэтому у них немного попроще может быть ситуация, если все было сделано вовремя, и не произошло никаких травм. Но это отдельная история, к кесареву сечению отношения не имеющая. Они имеют свои особенности, и я их могу определить, и по поведению в том числе.

Ольга К.: А что делать?

Олег Л.: В самом начале – это очень мощные тактильные ощущения. Мощные – это по площади. Это не значит – сильно, это значит – максимально покрывать площадь. Если обнимашки и растирания, то это не отдельные участки, а нужно максимально.

Ольга К.: То есть, пеленать?

Олег Л.: Пеленать – это статическая ситуация и тоже очень помогает, чтобы ощутить границы собственного тела. Кесарята не проходили родовые пути, границы собственного тела у них не сформированы. Поэтому пеленать – да. Но если мы говорим о детском массаже, то это могут быть сжимания с ответной реакцией – в кавычках можно назвать их «симуляцией схваток». Массаж просто – отдельно ручки, отдельно ножки – это скорее нет, чем да.

С точки зрения включения всех систем, в том числе и сенсорного аппарата – это ношение долго в одном положении при выводе из состояния равновесия. То есть, вывели из состояния равновесия, и он отреагировал, определил это, перенесли, наклонили в другую сторону – отреагировал. Нужно, чтобы отреагировал достаточно внятно. Маленькие дети обычно генерализованно реагируют, т. е. всем телом. Они по-другому еще не умеют. Это должно быть не «э», не звук, а именно телесный ответ.

И этих детей нужно буквально «сутками на руках носить». Они тогда считывают и выстраивают свою телесность с помощью матери. Это очень важно. Это для всех детей очень важно, а для кесарят – особенно. Необходимо, чтобы ребенок максимальное время находился на руках. В активном состоянии при самом рождении однозначно, чтобы он был на руках. И если с самого начала так сделать – это дает серьезные результаты.

Если говорить о детях постарше – можно вообще забраться в семилетний возраст, то нужно маниакально вырабатывать новые привычки – в еде, в одежде, правильно / не правильно. Эта ситуация – дотронуться до нового – у них в ней некоторый барьер. И если в семье это заведено, например, много нового в еде, то у ребенка не возникает вопроса – попробовать новое блюдо. Там, где в семье есть привычные вещи, и они очень жесткие. Например, круг общения сравнительно узкий. Есть семьи, у которых 365 гостей в году, ребенок там не испытывает проблем в общении с новыми людьми. Если же это закрытая система, то такой ребенок, придя в детский сад, выбирает себе определенный круг общения и не расширяет его. Если это понимать, то можно достаточно быстро компенсировать.

Они, как правило, очень умные. Потому что выживать как-то нужно, и делают они это не за счет собственных ощущений, а за счет осознания.

И с этими детьми очень важно проговаривать и составлять план. Мы сейчас пойдем вот туда, а дальше будет вот так, вот так и вот так. Даже если это не будет на 100% соответствовать плану, они себя прорабатывают и дальше им легче приспосабливаться.
Очень активно жить – очень помогает таким детям.

У меня есть история про семью, которая за несколько лет переехала не просто из квартиры в квартиру, а глобально сменила место жительства – это Москва, Крым, Краснодарский край, обратно Москва. И девочка – кесаренок, со сниженным тонусом, с такими особенностями приспособления, не без проблем. У ребенка появились собственные способы компенсации, адаптации к новому. И мама рассказывала, что каждый раз это происходило быстрее и легче. Но она очень переживала, что для ребенка это стресс. А когда я сказал, что это особенности ребенка, и таким образом дочка получила возможность быстрее скомпенсироваться, она сказала «переедем еще два раза, чтобы до конца это доделать». Он так пошутила. Сейчас семья живет в Москве, но по своей философии они не собираются останавливаться с переездами, и это помогло ребенку скомпенсироваться.

Единственная мысль, которую я хочу донести: роды – это важно, но это только старт. Есть много способов, которыми можно поправить ситуацию, если для вас это необходимо. Эту роль в моем детстве выполнял двор. Именно во дворе, играя в дворовые игры, мы многое компенсировали. На данный момент двора нет, но от этого инструменты не стали сложней. Простыми способами можно помочь ребенку. Это могут сделать родители. Это могут сделать в секции и кружке. Нужно только дать возможность ребенку выбирать, как мы выбирали сами, перебегая из кружка в кружок в Доме пионеров. Это стало затратно по времени, но все еще возможно.

А про роды нужно понимать только для того, чтобы оценить все возможные риски.


Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".

Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.