Дети кесарева сечения

Чем кесарята отличаются от детей, рожденных естественным путем? Такой вопрос мне часто задают родители.

При этом нередко мамы сами описывают ряд особенностей: часты трудности с пищеварением, так как ребенок не проходил родовых путей, и его пищеварительная система не заселилась необходимой флорой; возможны частые заболевания легких; нередко встречаются аллергические реакции; бывают проблемы с удержанием внимания; дети не любят новизны, испытывают трудности в налаживании отношений; своим поведением подчиняют себе людей; с сопротивлением начинают любое дело, даже хорошо знакомое.

Расскажу подробнее.

Дети-кесарята имеют одну особенность – скорость приспособления к любым ситуациям. Но, как это часто бывает, слабость в одном оказывается сильной стороной в другом. Мир неожиданно обвалился на них в момент родов, отсюда часто идет настороженное отношение ко всем новому. Они не очень склонны к опытам. Например, первый раз скатиться с горки для них может быть серьезной нагрузкой, но, преодолев ее, они могут с большим удовольствием развивать этот навык.

Часто ребенок после кесарева сечения имеет склонность доводить все до пика. Дети со сложностями в эмоциональных проявлениях будут часто доводить родителей до аффективного состояния. Это им неприятно самим, но зато понятно, и они таким образом запускают свои эмоциональные реакции. Это своего рода рывок – такой же делает лошадь, чтобы сдвинуть с места тяжелую телегу. Как поехала, так становится легче.

Дети, у которых сложности с моторикой, очень часто гипермоторны, и тогда их нужно вылавливать.

Все эти отличия очень хорошо компенсируются тренировкой. Именно поэтому дети-кесарята в разных семьях так не похожи друг на друга. Например, в семьях, где детей любят «тискать», где много телесного контакта, ребенок научается быстро и адекватно реагировать на моторном уровне. В семьях, где сильны эмоции, ребенок научается адекватно эмоционально реагировать. В семьях с высоким интеллектуальным уровнем ребенок очень трезво и не по возрасту рассуждает. Там, где стол разнообразен, ребенок приучается получать удовольствие от гастрономических изысков.

Тренировка и еще раз тренировка.

Таким детям нужно значительно больше моментов личного успеха и понимания. Тогда они верят, что могут, и впоследствии в большей степени выравнивают себя сами. Родителям нужно лишь помочь начать движение.

Дети-кесарята в сферах своего успеха часто становятся лучше многих сверстников. Это связано с тем, что они не любят перемен, хотят остаться в зоне комфорта и при этом нуждаются в более мощном поощрении. Они усиленно зарабатывают его, прокачивая себя до высокого уровня в одной сфере.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Можно ли это скомпенсировать и надо ли? Да, можно, а вот надо ли — каждая семья решает сама. Приняли решение помочь ребенку? Тогда обратите внимание на несколько простых рекомендаций.

  • Помогайте с учетом возрастных потребностей. Так, четырехмесячному ребенку, который все ощупывает и облизывает (это его потребности в этом возрасте), нужно более насыщенное пространство: много игрушек и предметов вокруг, разных по фактуре, форме.
  • Изначально подталкивайте к изучению. Кесарята часто менее активны в своей познавательной деятельности. Например, не засовывают в рот игрушки вообще или делают это мало. Они склоны выбрать для себя один способ получения информации. Этому нужно уделить отдельное внимание. Я не видел ни одного кесаренка, который бы с легкостью не смотрел на новое или не слушал новое. В этих системах идет постоянная тренировка естественным путем. А вот надеть новую одежду часто бывает сложно. И при этом я не встречал такой особенности у детей, которых родители любили одевать, использовали в играх различные костюмы. Даже “пунктик” мамы на чистой одежде и частая смена распашонок, маек и т. д. приучают к этому ребенка. Такие способы компенсации срабатывают в первые годы жизни, когда ребенок постепенно простраивает разные системы.
  • Может такое случиться — не успели. В более старшем возрасте нужно использовать сильную сторону ребенка как мотивирующую. Если у ребенка успех в моторной сфере, то вот и стимул для познавательной активности. Играйте в подобие игры «казаки – разбойники», где ребенок с большим удовольствием будет удерживать правила и соблюдать их. Сначала недолго, потом все больше. В этой игре можно обучать и писать, и читать, и считать. Все, что придумаете.

Я в своей практике раскладывал по пронумерованным ящикам легенды, которые помогали ребенку добраться до приза. У него были проблемы со счетом. Чтобы понять, в каком ящике лежит следующая подсказка,  нужно было вычесть или сложить номер предыдущего и того,  который он исследует сейчас. Если ребенок умен не по годам, то это можно использовать как стимул в любой сфере, но нужно нащупать осознанный мотив.

Представим ребенка, увлеченного подводным миром. Смотрит много научно-популярных фильмов, читает книги — подарок для родителей. Эта увлеченность поможет развить мелкую моторику (смастерить акваланг из пластиковых бутылок). Можно залезать по стремянке и смотреть в бинокль (развитие выносливости). На корабле заканчиваются продукты, и у вас остались только… Это должен быть полезный продукт, который ребенок никак не решался попробовать. Не понравится — не будет есть, но это будет выбор, а не отказ.

Выраженность особенностей такого ребенка зависит от его активности  с самого начала  жизни. Если делать ребенку массаж, то каждый массажный прием должен приводить к ответной реакции: не просто поглаживание, а в большей степени щекотка; разминание мышцы не ради улучшения кровоснабжения, а  с целью набрать и удержать тонус (что дается таким детям не просто). Значит, разминаем ногу и одновременно ребенок вас толкает.  Так же можно тренировать и вегетативную сферу: контрастными обливаниями водой с разницей температур в 10-15 градусов (ощутимой для руки).

Во взрослом возрасте также возможна наработка компенсаций, но тут очень важна цель, ради которой человек согласится на выход из зоны комфорта, на новое для себя. Это часто тяжело и неприятно, но это единственный путь. И опять: это свойственно любому человеку, но у нашего героя более выражено, так что его чуть больше нужно поощрять и поддерживать.

Давайте закончим тем, что кесарево сечение делается по показаниям, и оно оправдано, за это врачам можно сказать спасибо. Как минимум ребенка уберегли от серьезной патологии. При этом могут возникать особенности, но всегда есть шанс их поправить, изменить и скомпенсировать. И не обязательно для этого бежать по всем специалистам.

Много раз повторял и буду повторять: самые успешные реабилитологи – это родители. Искусство маленьких шагов изо дня в день.

Пробуйте!


Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".

Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного

Telegram


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Использованное изображение: Mirta Groffman