Тонус у самых маленьких

Мы часто слышим от врачей о нарушении мышечного тонуса у новорожденных детей. На приеме у невролога начинаем переживать и думать о способах изменения тонуса. Открываем интернет и начинаем читать о тонусе:

http://detdoctor.my
“Мышечный тонус у новорожденных – это не только основа движений, но и важный показатель работы нервной системы и состояния ребенка в целом. Отклонения в силе тонуса мышц – это всего лишь симптом, который сигнализирует о целом ряде проблем” – Е. О. Комаровский.

Почему же врачи так суетятся и беспокоятся, когда видят нестандартное (или не совсем стандартное) повышение мышечного тонуса у новорожденного? Прежде всего, потому что повышение мышечного тонуса является симптомом многих очень (!) серьезных болезней.

В большинстве случаев родители находят такое и начинают переживать. Нигде ничего не написано о границе, при которой повышение мышечного тонуса ребенка попадает в коридор нормы, а с какого момента такое повышение тонуса можно считать симптомом заболевания ребенка. Есть очень дельный и правильный совет – пойти к специалисту и оценить состояние ребенка с его помощью. Только одна загвоздка: мы про повышение тонуса услышали от специалиста. Куда же нам теперь бежать и у кого спрашивать? Может, у моего ребенка есть нарушение, которое можно сейчас исправить и не иметь последствий в дальнейшей жизни?

Дам несколько советов родителям. Расскажу, как можно самому понять, попадает ли мышечный тонус новорожденного ребенка в коридор нормы, который очень широкий.

В первую очередь – прислушайтесь к себе. Удобно ли вам держать вашего ребенка на руках, брать его на руки из кровати и класть обратно? Когда ребенок на руках, можете ли вы освободить одну руку? При ваших движениях ребенок подстраивается под них? Прислушайтесь к себе, и если вам удобно с вашим ребенком, то скорее всего тонус нормальный, и ребенок умеет его регулировать согласно внешним условиям. Если же вы понимаете, что вам постоянно нужно подстраиваться под ребенка, что каждое его движение оказывается для вас полной неожиданностью, то нужен специалист.

Второй совет – понаблюдайте за ребенком, когда он не на руках. Если ребенок совершает движения и при этом сам не пугается их (не считается, если попал себе игрушкой в лоб), то у него есть возможность контролировать и изменять свой тонус. А это норма.

И самое главное, что не должны забывать родители: у нас у всех есть заложенная в геноме информация о норме. И мы, как опытные летчики, не смотрим на каждый прибор отдельно, а оцениваем картину целиком. И если хоть один параметр выпадает из нашей картинки нормы, то мы сразу ее замечаем. Может, не умеем определить, что именно, как сильно выражено, но замечаем. В такой ситуации нужно звать специалиста.


🔹 Как правильно и гармонично развивать ребенка на каждом этапе взросления?
🔹 Как скомпенсировать родительские "косяки"?
🔹 Как справляться с разными состояниями ребенка: истерики, нежелание учиться и многое другое...
🔹 Правила эффективной мотивации и воспитание успешного ребенка.
🔹 Как научиться лучше понимать своего ребенка и выстроить с ним гармоничные отношения?

Об этом и многом другом я рассказываю на моем авторском онлайн-Практикуме "Секреты детства для счастливого будущего". Рассказываю о том, как устроен ребенок от 0 до 12 лет в связке "Тело-эмоции-психика". Ребенок - это целостное создание, где тело, эмоции и психика неразрывны.

"Я слушала практикум, когда дочь была 6тимесячной. каждая лекция впиталась целиком. Уже прошли 1,5 года я опираюсь на концепции развития, данные Олегом в работе даже со взрослыми. при том, что я психолог и теории разной и практики валом итак. Его подход прост и естественен и через пример с младенцем многое можно понять даже в бизнес ситуациях"

До 16 октября открыта ранняя регистрация со скидкой 40% и видео-бонусом "Откаты в развитии ребенка". Возможна рассрочка и скидка многодетным.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.