Плохо говорит, “каша” во рту
Интересная встреча была у меня пару дней назад с человеком 6 лет.
Плохо говорит, “каша” во рту. По словам мамы, логопед в замешательстве. “Мой” случай. Гипоксия в родах, сильно сниженный мышечный тонус, и все время рот немного приоткрыт. Трудно человеку произносить звуки. Начали общаться.
Я спрашиваю имя, а потом задаю вопрос: «ТЫ КТО?» Он не нашелся, что ответить. Я показываю ему свой бланк, на котором написано, что я реабилитолог.
Он немного задумался и ответил: «Я обычный человек”.
Такого блестящего ответа я еще не слышал. Что я мог сказать маме? Только одно – ЗАГОВОРИТ.
Каша во рту – как исправить? Чем помочь такому ребенку?
Есть вариант поработать с логопедом. Ситуацию можно решить логопедическим массажем, если заставить ребенка его вытерпеть. Заставить не получится, надо мотивировать. Методика уникальна, но нужно уметь её применять. Существуют такие логопеды, которые умеют. И существуют дети, которым это нравится.
На фотографии логопедические инструменты. Логопедический зонд, скобки для скручивания языка – это из серии прекрасного в этом мире.
Как проще решить проблему речи этому ребенку?
Научить ребенка удерживать мышечный тонус (в том числе – языка) через внимание и интерес.
Например, на консультации немного поиграли в боулинг прищепками. Вы пробовали поставить десяток прищепок? То ещё занятие, требующее большого терпения и сноровки. Сбивали их методом “Чапаев” – пробкой от бутылки. При сниженным мышечном тонусе ребенка и трудностях с удержанием внимания – это очень хорошая игра.
Потом селфи с палкой: он держал, а я не торопился попасть в кадр. И опять удержание.
Главное – понять принцип, и родители смогут придумать сами нужные игры.
Из близлежащих секций определили то, что поможет удерживать тонус. Ребенку надо будет выбрать, что “попрет”.
Варианты:
- Настольный теннис – стоять в ограниченном пространстве, и точность движений значительно выше, чем в большом теннисе.
- Картинг – пристегнутый, обездвиженный, и очень высокая концентрация внимания.
- Стрельба из духового ружья. Надо лежать и целится + поставить дыхание.
Все это будет влиять на речь.
И долго думали, зачем этому ребенку сейчас логопед…
❓ Вы уже столкнулись с задержкой развития речи или проблемами речи. Вас беспокоит, что ребенок не говорит совсем, говорит меньше или хуже сверстников, отстает от «нормы».
❓ Вы только начинаете приглядываться к специалистам и методикам. Вам важно понять алгоритм действий, который будет лучшим именно для вашего ребенка и комфортен всей семье.
❓ Вы устали бегать по специалистам и лавировать в противоречивых рекомендациях. Вам сложно выбрать конкретный способ помощи ребенку.
❓ Ваш ребенок сопротивляется вам и специалистам, он устал от ваших усилий «ему помочь». Вам нужно найти новый подход, чтобы обойти сопротивление.
Речь - это сложная функция, для формирования которой ребенку нужно овладеть множеством навыков. Об этом я подробно рассказываю на онлайн-практикуме “Речь и проблемы речи: откуда ноги растут”.
На практикуме вы:
🔸Составите диагностическую карту, чтобы понять, что именно "тормозит" формирование речи вашего ребенка.
🔸Узнаете, какие алгоритмы действий подобрать в вашем конкретном случае.
🔸Разберетесь, когда нужен специалист (логопед и т.д.), а когда он бесполезен.
🔸Поймете, что могут сделать родители самостоятельно и как важно уметь ждать и не экзаменовать ребенка.
Как все устроено? После регистрации на курс вы получите доступ к личному кабинету, в котором можно:
- посмотреть 4 обучающих вебинара в записи;
- выполнить самостоятельно практические домашние задания;
- прослушать 3 онлайн-сессии "вопрос-ответ" в записи с наиболее частыми вопросами родителей по проблемам детской речи;
- получить личную мини-консультация онлайн по диагностической карте, построенной участником курса (для тарифа "Оптимальный").
Успевайте за важными знаниями в помощь вашему "молчуну"!
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.