Гипертонус: мифы и рифы

Каждый родитель, у которого были дети, в той или иной степени сталкивался с термином «мышечный тонус» у ребенка. Будь-то повышенный или будь-то пониженный, но это история, которая всегда присутствует, и врачи абсолютно не просто так обращают на это серьезное внимание. Потому, что по сути, мышечный тонус – это не только те мышцы, которые двигают скелет, это еще и гладкая мускулатура. Все, что касается внутренних органов – это тоже тонические отношения, которые так или иначе, влияют на нашу жизнедеятельность.

Важно понимать, что мышечный тонус – не может быть причиной самого себя. Для изменения каких-то тонических отношений всегда есть причина.

Чтобы стало понятнее, расскажу на конкретном примере.
Вчера был на консультации и смотрел 5-месячного богатыря, которому поставили гипертонус. Он, действительно, напряженный, и связано это в его конкретном случае с протеканием родов. Упругенький такой парень, не везде все раздвигается, и ему поставили гипертонус мышц. На самом деле, никакого гипертонуса там нет, и я сейчас объясню почему. Это ситуация компенсаторного напряжения, когда ребенку тяжело произвольно себя ощущать. И когда в спокойном состоянии он себя не ощущает, единственно возможное средство, через которое он может это делать – это напрячься. Собственно говоря, мы все так делаем.

Любая новая деятельность сопровождается напряжением. Кто из вас не умеет кататься на коньках, попробуйте на них встать и при этом отследите свой тонус. Кто не умеет кататься на велосипеде, попробуйте сделать то же самое. Кто не умеет водить машину… и так дальше по списку. Кто не умеет ездить на горных лыжах, встаньте на лыжи и оцените свой тонус. Вы поймете, что у вас фрагментарно, именно в этот момент, будет возникать гипертонус мышц . Все потому, что у вас нет опыта ощущений в этой сфере. Это своеобразная приспособительная реакция организма на новизну, что нужно напрячься, по крайней мере, на всякий случай. Но уж точно не расслабиться. Вспомните, еще такой момент, в ситуациях новых нам часто говорят: «Ну расслабься, расслабься, будет тебе проще». Но как же тут расслабишься, когда это ново и непонятно.

Вот ровно то же самое случается у детей. И в данном случае, что происходит: ребенку назначают курс детского массажа, для того, чтобы этот тонус снять. Снимают ребенку компенсаторный мышечный тонус и нарушают компенсаторные механизмы. Тем самым отбирают способность к компенсации у ребенка. Проверить с таким ли видом тонуса мы имеем дело – очень просто. Тонус компенсаторный, если ребенок, который зажат, в активных произвольных действиях, когда что-то пытается сделать, сбрасывает тонус и его нормализует. Вот у этого парня, руки были зажаты, но когда ему даешь игрушку, то он их расправляет и берет ее. С ногами сейчас это продемонстрировать чуть сложнее, так как в силу своего возраста, он ими активно не пользуется, но когда начнет переворачиваться и поползет, картина будет та же самая. Лежа «бежит» ногами – показали что-то интересное, внимание сфокусировалось на предмете, ноги остановились.

Это и есть компенсаторный мышечный тонус, который массажем ни в коем случае снимать нельзя, ничем нельзя снимать. Его можно убирать только собственной активностью ребенка, и чем больше будет активности у ребенка, тем в более значительный промежуток времени будет осуществляться нормализация тонуса и формирование нормальных тонических ощущений.

Почему в этой ситуации малышу не подходит массаж? Да потому, что массаж в 90% случаев – это пассивное воздействие (мало кто делает массаж с сопротивлением), которое никаким образов не стимулирует активность ребенка. Наоборот, эффект – абсолютно противоположный. И это очень важный момент, который нужно четко понимать.

 Вообще, гипертонуса, как такового в чистом виде, если мы не говорим о каких-то патологических состояниях, не бывает. В большинстве случаев у нормотипичных детей – это компенсирующая ситуация. То есть, ребенок этим что-то компенсирует. Он через нарастание мышечного тонуса ищет выход в сложившейся ситуации. И если уж так случилось, что тонус повышен, уходить от этого напряжения нужно через собственную активность ребенка. Если в данном случае и применять массажные приемы, то это все должно быть с сопротивлением, с каким-то действием.

Держите пример: мы давим ребенку на ноги, он оказывает сопротивление и начинает их выпрямлять , и в это время мы делаем массаж. Происходит одновременное воздействие: ребенок толкает ноги и в действии сам нормализует свой тонус, а вы в этом момент дополнительно помогаете ему массажем.

Но это уже не массаж ребенку в чистом виде. Это та история, когда вы с минимальными вмешательствами в деятельность ребенка, помогаете ему справиться САМОМУ.


🔹 Как правильно и гармонично развивать ребенка на каждом этапе взросления?
🔹 Как скомпенсировать родительские "косяки"?
🔹 Как справляться с разными состояниями ребенка: истерики, нежелание учиться и многое другое...
🔹 Правила эффективной мотивации и воспитание успешного ребенка.
🔹 Как научиться лучше понимать своего ребенка и выстроить с ним гармоничные отношения?

Об этом и многом другом я рассказываю на моем авторском онлайн-Практикуме "Секреты детства для счастливого будущего". Рассказываю о том, как устроен ребенок от 0 до 12 лет в связке "Тело-эмоции-психика". Ребенок - это целостное создание, где тело, эмоции и психика неразрывны.

"Я слушала практикум, когда дочь была 6тимесячной. каждая лекция впиталась целиком. Уже прошли 1,5 года я опираюсь на концепции развития, данные Олегом в работе даже со взрослыми. при том, что я психолог и теории разной и практики валом итак. Его подход прост и естественен и через пример с младенцем многое можно понять даже в бизнес ситуациях"

До 16 октября открыта ранняя регистрация со скидкой 40% и видео-бонусом "Откаты в развитии ребенка". Возможна рассрочка и скидка многодетным.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.