Обо мне

Здравствуйте! Я – Олег Леонкин, детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу.

Перевожу с детского языка на взрослый. Вижу этап развития ребенка, чувствую его потребности и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю.

Я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии и помогаю родителям разобраться в этапах и “проблемах” развития ребёнка.
Наблюдая за ребенком, я вижу и анализирую порядка 40 факторов и нахожу нестыковку развития ребенка, которая отражается в эмоциональной, психической, коммуникационной сфере.

  • 24 года опыта работы 18 из них с “особыми детьми”
  • более 20 000 индивидуальных консультаций для родителей
  • более 1500 часов обучающиеся семинаров для специалистов
  • отец 5-х детей. Пока только 5-х ?

Опыт профессиональной практической деятельности 22 года

Опыт работы:

2012 – 2020

Частная практика: детский реабилитолог

Лекции, семинары для родителей, развивающие занятия с детьми, консультации по вопросам развития детей, обучающие семинары для специалистов

2012 – 2015

Эксперт по вопросам раннего развития детей

Журнал “КРОХА”

2008 – 2012

Психолог-реабилитолог

ООО «Адаптивно-коррекционный медико-психолого-педагогический центр Б. А. Архипова «АКМЕ»

2001 – 2010

Преподаватель курсов повышения квалификации “Иппотерапия в системе реабилитации детей”

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров при Российском Государственном Университете Физической Культуры спорта и Туризма

2000 – 2004

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре

Региональная благотворительная общественная организация «Московский конноспортивный клуб инвалидов»

1998 –2001

Преподаватель спецкурсов «Сегментарный массаж», «Массаж для новорожденных»

Училище повышения квалификации Министерства Здравоохранения г. Обнинска

1998 – 1999

Врач ЛФК для лиц с ограниченными возможностями

Реабилитационный Центр лиц с ограниченными возможностями, г. Обнинск

1995 – 1996

Массажист футбольной команды

Обнинский городской футбольный клуб

Образование:

2012

Повышение квалификации по программе «Сенсорная интеграция»

DIE SENSORISCHE INTEGRATION

2000 – 2003

Тренер по подготовке инструкторов по применению лечебной верховой езды в России

DEUTSCHES KURATORIUM TUR THERAPEUTISCHES REITEN E. V. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИППОТЕРАПИИ (РОССИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, США, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

1996

Свидетельство к диплому, экзамен по специальности сестринское дело, специализация по массажу

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

1993 – 1998

Физическая реабилитация человека

 

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Мой подход

МОЙ ПОДХОД – РАССМАТРИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОСТНО, А НЕ В ВИДЕ СИМПТОМОВ

Это системный подход, который я использую в своей работе. Для меня очень важно отметить, что это мировоззрение.
Внутренняя потребность рассматривать человека целостно, а не воспринимать его как носителя различных симптомов, постоянно двигала меня вперед. Еще когда я учился в институте (институт физической культуры, кафедра реабилитации), меня поражало, что в методике по подготовке спортсмена обучали учитывать массу факторов, рассказывали, как важно для достижения результата учитывать не только функциональную готовность, но и психологическое состояние, наличие мотивации, даже воду, которую пьет спортсмен. Я внутренне ощущал правильность такого подхода.

А вот когда меня обучали моей профессии, то мне рассказывали, как справиться с тонусом, восстановить мышечный корсет и подвижность суставов после перелома, какие упражнения выполнять после инсульта. Все сводилось к тому, что меня обучали работать не с человеком, а с болезнью. Меня совершенно не устраивал такой подход, так как я понимал, что на состояние человека и его возможности влияет внешняя среда: атмосферное давление, как поспал, что съел, отношения в семье и т. д. Не учитывая всего этого, я не могу достоверно прогнозировать, как влияет на человека нагрузка, которую я ему дал. Не на мышцу, с которой я работал, а на общее состояние человека, его успешность и работоспособность.

Я искал, обучался и нашел способ, который назвал “функциональный подход”. Я понимал, что такой стиль работы требует от меня не только знаний, связанных с моей специализацией – физиологии, анатомии, биомеханики. Необходимы знания в психологии, логопедии, педагогике и даже знания требований дошкольных учреждений и школ.

ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ? ВСЯ НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО НАБОР ФУНКЦИЙ.

Эти функции мы используем для решения определенных задач: умение двигаться, общаться, смотреть и т. д. Они обеспечивают качество нашей жизни. Невозможность воспроизвести функцию приводит к ограничениям.

Пример: человек сломал руку и не может ее сгибать (это функция сгибания руки), что в быту приводит к очень ощутимым ограничениям, которые влекут за собой не только изменения в повседневной жизни, но иприводят к психологическому напряжению, повышенному утомлению, так как приходится отказываться от привычных действий.

В данном примере причина очевидна. А что делать, если причина невозможности воспроизведения функции не очевидна? В этом случае необходимо четко знать, какими навыками необходимо обладать ребенку для овладения данной функцией. И тут работает основной педагогический принцип «от простого – к сложному».

Пример: ребенок не может научиться ползать. Можно долго ставить ребенка на четвереньки и учить его переставлять руки и ноги. Он научится. А можно определить, какими навыками ребенок не овладел, наличие которых обеспечивает ползание, и сначала наработать их (базовые навыки – простые), что даст ему возможность самостоятельно научиться ползать (сложный навык на этом этапе развития).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ НАВЫКИ НЕОБХОДИМО НАРАБАТЫВАТЬ?

Это уже диагностические принципы в функциональном подходе. Для того чтобы определить причины, необходимо детально знать последовательность приобретения навыков ребенком – онтогенез развития. Это относится не только к моторному развитию, но и к этапам развития сенсорных систем, психологического развития, речевого развития и т. д. Также необходимо умение делить функцию на составные части.

Пример: Задержка речевого развития. Речь для меня – это функция, которая обеспечивается тремя основными навыками: навыком управления речевым аппаратом (моторная составляющая), возможностью мыслить (психическая составляющая) и способностью поддерживать коммуникацию. Речь – это психомоторная функция, реализующая потребность в общении. Потребность в общении в данном случае – это мотивирующая составляющая, тесно связанная с эмоциональным статусом. Каждая из составляющих также обеспечивается определенными умениями. Это дробление происходит до тех пор, пока не определим основную причину или совокупность причин, блокирующих развитие речи.

Из вышесказанного следует, что функциональный подход основан на проработке определенных навыков, которые обеспечивают дальнейшее самостоятельное развитие.

ЦЕЛЬ – НЕ ДРЕССИРОВАТЬ РЕБЕНКА, А ВЫРАБОТАТЬ РЕСУРС СПРАВИТЬСЯ С ПРИОБРЕТЕННОЙ ТРУДНОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Для успешного применения нужны три составляющие: знания, диагностические навыки и инструментарий специалиста. В такой работе нет ограничений ни по возрасту, ни по диагнозу, ни по профилю специалиста, который работает с пациентом. Это универсальный инструмент, ограничения которого обусловлены возможностями конкретного специалиста и объективными ограничениями человека (ампутация конечности, например). Он обеспечивает возможность одновременной работы нескольких специалистов различных профилей с одним человеком для обеспечения быстрой и устойчивой динамики. В такой системе работать сложно и интересно, есть возможность применения новых знаний из любой сферы, она не ограничена рамками отдельной методики:)

PS: для тех, кто спрашивает: “Как ты это делаешь и где волшебная кнопка, что ты нажал?”, выкладываю количество факторов*, которые я анализирую на консультации 

Мышечный тонус- повыше или понижен
- симметричен или нет
- статика и динамика, как проявляют себя тонические отношения в разных ситуациях
-изменение тонуса на нагрузку
Синкинезии- синкинезия замещения
синкинезия подкрепления
- оцениваю топику (какие отделы включаются и на каком уровне)
- реакция на увеличение темпа
Приспособление- на уровне рефлекторного обеспечения (изменение тонических отношений)
- на уровне моторики и сенсорики
- на уровне эмоций
- на уровне психических функций
- вистибуло-моторные реакции
- защитные реакции
Объем зрительного пространства- оценка глазодвигательных реакций
- оценка активного зрительного пространства по уровням
- оценка объема зрительного пространства при двигательной активности (увеличение-уменьшение объема; скорость движения)
Объем моторного пространства- пассивный объем
- активный объем
- соответствие моторного пространства и моторных навыков объему зрительного пространства
- реакция на увеличение темпа
- статические отношения
- динамические отношения
- стато-динамические отношения
- работа в разных пространственных уровнях
Время удержания внимания- телесного внимания
- сенсорного
- эмоционального включения
- способы выключения
- через какие механизмы происходит повторное включение
Поведение в «покое»- поведение ребенка и его эмоциональные реакции в привычной среде (сбор информации от родителей)
- активность (гиперактивность)
- способы коммуникации
- интересы и мотивирующие факторы
- сам/ не сам (просит помощи до собственной активности и проб или сразу делает); это говорит о закрепленных поведенческих стереотипах.
Скорость утомления- оценка времени
Асимметрии- на уровне тела
- на уровне сенсорных проявлений
- на уровне рефлексов
- на уровне эмоциональных реакций
- на уровне психических реакций
Эмоциональный статус- поведение ребенка и его эмоциональные реакции в привычной среде (сбор информации от родителей)
- эмоциональные реакции на мои предложения
- влияние эмоций на моторику
- эмоциональные реакции на фоне утомления
- адекватность эмоционального статуса (латентность, спектр)
- соответствие эмоционального фона и тонических особенностей
Вегетативные реакции- гиперемия, бледность,  реакция на массаж
- пот
- пульс
- дыхание
- время приспособления к нагрузке и к изменениям

*факторы оценки для маленьких детей с рождения до 1,5 лет

Кто такой реабилитолог

Мне много задают вопросов и часто начинают с фразы: “Не уверен(а), что эти вопросы к вам. Моему ребенку 5 месяцев…”.
Так какие вопросы – мои? Для начала давайте ответим на вопрос, который в голове крутится у большинства:

РЕАБИЛИТОЛОГ – ЭТО КТО?

По секрету скажу, что большинство реабилитологов сами не могут четко ответить на этот вопрос. Когда я учился, то преподавали нам анатомию, физиологию, возрастную морфологию, физиологию спорта, психологию и педагогику. Компот, главное из которого вычленить невозможно. В каждой определенной ситуации может на первый план выйти любая дисциплина.

Реабилитолог – это специалист, работающий на стыке трех дисциплин: медицины, психологии и педагогики.

re – восстановление, возобновляемое действие, habilis –удобный, приспособленный

Согласно определению, реабилитолог должен хорошо знать анатомию. Знать о влиянии физической нагрузки на системы организма, уметь оценивать срочные реакции организма, а значит – знать физиологию.  Подбирать упражнения, с помощью которых можно добиться максимального результата, а значит – знать биомеханику. Это область его медицинских знаний и компетенций.

Реабилитолог работает с человеком. Составляет программу реабилитации для пациента с учетом его психологических особенностей, его способов реагирования, позитивного или негативного мышления. Делает ее удобной, приспособленной для подопечного. Учитывает, может ли человек в своем состоянии удержать мотивацию, и есть ли она у него. Знает возрастные поведенческие особенности. Умеет отличить страхи, возникающие при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, от страхов, вызванных психологическими состояниями пациента. Умеет мотивировать пациента. Это – вторая зона компетенции реабилитолога.

Реабилитолог должен быть методологом. Выстраивать методику, соблюдать последовательность и уметь доходчиво доносить до пациента принципы и значение выполняемых упражнений. Это уже педагогика. В своей работе он должен учитывать основные педагогические принципы.

В представлениях людей о профессии реабилитолога присутствует некоторая путаница. И это понятно. Один восстанавливает после травм и перемолов, другой – работает с людьми после перенесенного стресса, третий – вдруг начинает рассуждать об обучении и образовании. Человек един и не делим. От физического состояния зависит эмоциональное состояние и мыслительная активность. Так человек во время банальной простуды снижает свою активность по всем фронтам. В остром состоянии можно не учитывать эмоции и полное отсутствие желания думать. Но в этот момент реабилитолог не работает.

Реабилитолог начинает работать после завершения острой фазы. В период восстановления. Поэтому, в отличии от хирурга, который спасает, и у него есть четкая специализация, реабилитолог сидит сразу на трех стульях.

К реабилитологу-медику человек обращается в тот момент, когда ему уже есть дело до улучшения качества жизни. Ну и как тут не быть психологом и педагогом? Когда начинаешь «чистить» – бегут тараканы.

Или врачи привели в чувство человека после катастрофы и мощного стресса. Тут реабилитолог-психолог вступает в работу. Он просто обязан знать и уметь определять симптомы ухудшения состояния своего подопечного.

Реабилитолог-педагог. О присутствии таких в школе в качестве учителей остается только мечтать. Как прекрасно было бы иметь педагога, который умел бы с ходу определять состояние детей: перегружены они или еще есть солярочка. Который бы четко понимал причину изменения состояния и поведения ребенка и мог на это реагировать адекватно. Пока это только мечта.

Итак, по моему мнению, хороший реабилитолог – это наставник и учитель для своего пациента. Это работа в прямом эфире. Монтажа и второго дубля не бывает.

Основные запросы к детскому реабилитологу:

– СДВГ, гиперактивность;
– ассиметричный тонусгипертонус;
– вальгус
 стоп, дисплазия тазобедренных суставов;
– минимальная мозговая дисфункция;
– задержка речевого развития

Что делать и куда бежать? И надо ли вообще бежать? Часто не надо.

Ко мне стоит обратиться, если:

  • вас пугают капризы и истерики, агрессивное поведение – причины, как реагировать;
  • вы хотите быть уверены, что делаете все правильно;
  • вы хотите понять, какие игрушки и занятия по возрасту, а также какой спорт – помогут раскрыть потенциал ребенка;
  • ну и, конечно, вы хотите: радоваться каждому моменту жизни с малышом, учиться понимать желания и потребности не только своего ребенка, но и свои собственные.

Вопросы обо мне

Олег Николаевич, когда вы впервые задумались о том, что устоявшаяся система раннего развития детей несовершенна и нуждается в доработке? Чем ваша программа отличается от той (тех), которые обычно используются?

Я не считаю, что устоявшаяся система  несовершенна, более того – я на нее опираюсь. Основной проблемой устоявшейся системы является ее раздробленность. Отдельно моторная сфера, отдельно психологическое развитие ребенка, отдельно физиология и т. д. Стали более глубоко изучать каждое из направлений и получились специализации. Я не могу делить ребенка.  Именно из этого моего внутреннего состояния и стала получаться система. 

Я эксперт в своей области и на протяжении моей работы всегда отмечал, как то, что я делаю с телом, вдруг отражалось на поведении,  вдруг улучшались результаты в школе. Я знал, что все связано, но теперь стал понимать как. Многое могу объяснить, многое еще предстоит осознать. Я так подробно разобрал последовательность моторного развития, по кирпичикам, что сейчас нахожу нестыковку и могу сказать, как она отражается на эмоциональной сфере, психической сфере, коммуникативной сфере.

Сейчас моя работа похожа на исследование большого витражного окна: вот не играет, и я нахожу то стеклышко или то сочетание, которое не работает, и вношу изменения только там. И ситуация меняется. Родители говорят – “чудо, волшебство”. Другие удивляются, как, оказывается, мало надо ребенку.  И не волшебство. И не мало надо. Я не ломаю дом, который строил ребенок, а вношу небольшие изменения. Очень часто дети сами это делают, но с большими затратами. Всегда это зона, где ребенок спотыкается. Как только я убираю этот бордюр – ребенок стартует.

Расскажите поподробнее о своей системе. Если можно, укажите источники, где об этом можно почитать, чтобы разобраться.

Моя система не завязана на жесткой последовательности развития, она сосредоточена на функциональной готовности ребенка для освоения им определенного навыка. Реабилитолог работает на стыке трех наук – медицинской, педагогической и социальной.

Источники: Бернштейн, Лурия, учебник по физиологии сенсорных систем – классическая наука.

Суть моей системы заключается не в споре и отрицании всего предыдущего опыта, а, наоборот, в соединении исследований и разработок из различных сфер.  В развитии важно быть готовым в следующему шагу. То, какой это будет шаг, зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

В самом начале жизни вариантов развития или совсем нет, или вариативность очень низкая. Но при взрослении вариантов становится больше. Вот тут и возникает конфликт между потребностями ребенка и описанной последовательностью. Мы все хорошо знаем, что этапы моторного развития ребенка важны, и они во многом определяют успешность ребенка в дальнейшей жизни, но так ли важно соблюсти эту последовательность? На своем опыте я понял, что нет. Есть определенный набор навыков, которые ребенок приобретает в моменты своего развития, и для многих специалистов они становятся тупиком. Они пытаются научить ребенка этим навыкам именно в той последовательности, которая задана. Но есть множество факторов, которые не дают возможности ребенку двигаться в заданной последовательности. Для меня соблюдение последовательности – не цель.

Я разобрал все этапы развития ребенка на составные и понимаю, что для того чтобы ребенок научился делать «ЭТО», ему нужно обладать набором умений, которые естественным образом дают возможность овладеть ребенку определенным навыком. Это когда все «по плану». Но есть еще и эмоциональная составляющая в развитии ребенка. Ребенок, например, может по некоторым причинам совершенно не любить лежать на животе. А это очень важный этап в развитии ребенка, он обеспечивает дальнейший рост.

Я знаю, как наработать те навыки, которые ребенок обретает, лежа на животе, и при этом не лежать часами в таком положении. А потом ребенок или вдруг перестает испытывать дискомфорт в этом положении, или переходит в него позже, когда уже научается ползать на четвереньках. Но приобрести навыки нужно обязательно, так как они в последствии обеспечивают ползание и очень влияют на формирование речи. Надо просто знать, что нужно ребенку, и дать это.

Я не заставляю его испытывать его дискомфорт и не блокирую дальнейшее развитии. Именно понимание и знание опорных точек и их сочетаний дает возможность в рамках системы выстроить индивидуальную программу ребенку и не ломать его, а, сохраняя его индивидуальность, дать возможность ему развиваться и быть успешным.

С детьми какого возраста вы работаете? Почему?

Любого, потому что моя система это позволяет делать. Основа формирования навыков закладывается в раннем возрасте и в старшем возрасте работает по тем же самым принципам.

Какие задачи вы перед собой ставите, какие проблемы решаете в своей врачебной и консультационной деятельности? Как проходят ваши встречи с клиентами? В каких направлениях и формах вы работаете?

Задачи, которые я перед собой ставлю, максимальны. Я так научился работать, когда работал с детьми с особенностями в развитии. Я тогда понял, что всегда нужно задирать планку, и это дает возможность перешагнуть массу преград. Так и сейчас в своей работе – всегда на максимум.

Для меня диагностика – это взгляд в будущее. Определить проблему или трудность – это обязательный этап в диагностике, но это не цель, с этого она только начинается. Дальше идет трансляция: к чему это может привести или уже привело. Как та или иная трудность отразится на дальнейшей жизни ребенка.

Потом – определение сильных сторон ребенка, на которые будем опираться в работе, и вперед. Я, конечно, уточняю у родителей их запрос, но после часового общения он очень сильно изменяется. Поэтому можно сказать, что запрос мы формируем вместе. Я люблю ездить по домам, так как это дает возможность оценить больше факторов, которые влияют на ребенка. Прошу приезжать на консультацию всей семьей, с сестрами и братьями. Для меня очень важно оценить ребенка внутри семьи.

Совсем недавно пришла семья с проблемой повышенного тонуса у ребенка 4 месяцев. И действительно: ребенок напряжен и немного скован. Но при осмотре не покидало ощущение засады. И она нашлась. Я увидел ребенка на руках у старшего брата, а сестра в этот момент ему давала игрушку. Он вдруг расслабился и стал мягким.

Дети очень активны, и у маленького уже сложилась привычка быть на стреме, даже на руках у мамы. Нужно быть в готовности, пока брат с сестрой “на свободе”. А в ситуации, когда он успевает контролировать их обоих, ребенок расслабляется и становится собой. Вот вам и повышенный тонус. И тогда, естественно, меняются мои рекомендации.

Самое важное – сделать так, чтобы ребенок сам справился со своей трудностью. Не за него сделать, а создать условия, чтобы САМ.

Что вы считаете самым важным и самым интересным в своей деятельности? С какими необычными ситуациями вам приходилось сталкиваться? Были ли в вашей практике случаи, после которых вы серьёзно пересмотрели свои научные взгляды?

Самым интересное и непостижимое в моей работе – как это получается с такой скоростью развиваться у маленьких детей. Это действительно космос. Поражает вселенская мудрость грудных детей. Они часто сами показывают, что с ними нужно делать, только послушать надо.

В моей практике столько было необычных ситуаций, что я перестал на них реагировать как на необычные. Я долгое время работал с детьми с особенностями в развитии. Там каждый ребенок – необычная ситуация.

Сейчас могу только повториться: самое необычное – это скорость, с которой дети до года развиваются.

Чем вы занимаетесь именно сейчас, на чём сосредоточены ваши силы? Какие проекты будут реализованы в ближайшее время? Расскажите немного об этих проектах.

Сейчас я работаю с новорожденными детьми и над описанием системы популярным языком для родителей.

Почему люблю малышей?  Я верю, что их ресурсы безграничны. Это ощущение было всегда во мне. Я уже много лет работал с детьми-инвалидами, как матушка рассказала мне мою историю. Я всегда думал, почему при возможности выбирать работу после института я выбрал именно центр по реабилитации детей-инвалидов. И тут ответ был получен.

Матушка рассказала, как в год с небольшим я был в санатории (это было советское время, и родители обязаны были работать, меня устроили в санаторий). Оттуда я вернулся не ходячим. Заболел воспалением легких, лечили, что дальше – история умалчивает. Но в результате лежащий ребенок. Клиники, исследования, процедуры. Год лежал.

Через год я встал в кроватке и вскоре снова пошел. Мать выкинула медкарту и никому не рассказывала. Тут вспоминается планка, которую мы ставим. Передо мной поставили высокую. В моей истории есть бальные танцы и победы на конкурсах, биатлон, лыжи на серьезном уровне.

Вот только мой учитель и самый лучший диагност-невролог, с которым я когда-либо общался, сразу определил проблему и описал мне ее. Даже бальные танцы и спорт не могли всего стереть. Но ресурсы маленьких детей действительно безграничны. Может быть, моя абсолютная вера в это родилась в моем прошлом?

Проекты: лекции и вебинары для родителей. Почему для родителей? Квалификация специалистов низкая. Родители должны понимать, чем они рискуют и на что соглашаются. Это самые замотивированные люди. Многое из того, чему я обучаю, могут сделать родители без участия специалистов.

Стандартный вопрос о планах на будущее: краткосрочные и долгосрочные планы? Новые проекты, мероприятия, публикации?

В краткосрочной перспективе в планах стоит описание моей системы. Изложение ее принципов на простом и доступном языке для родителей. Основная задача для меня в этой работе – создание пособия для родителей, с помощью которого они могут самостоятельно понимать, на каком этапе развития находится их ребенок и как с ним нужно играть в данный момент.

Для реализации этого направления будут проводиться вебинары и семинары для родителей. Планируется организация курса обучения специалистов в рамках моей системы.

В долгосрочной перспективе – выпуск развивающего коврика для самых маленьких. Этот коврик составлен и продуман с учетом возрастных потребностей детей до года.  Подбор игрушек, которые не просто красивы и шумны, а на самом деле развивают и обогащают ребенка.