Что может тормозить речь?

Вопрос из зала: “Как напряжение в кистях рук останавливает развитие речи у ребенка?”

Прошу Наталью рассказывать стихотворение и одновременно быстро принимать у меня деревянные кирпичи. Как компьютер озвучила “наша маша громко плачет”, неэмоционально, сбивалась. Сверх задача, на выполнение которой требуется дополнительный контроль не позволяет прочитать стихотворение с выражением, эмоционально. Так происходит и у ребенка. Если для выполнения определенной задачи требуется дополнительные усилия – в данном конкретном случае контроль за движениями кисти, может затормаживать формирование речи ребенка. 

Это касается любой деятельности. Так несформированность более простой функции всегда будет влиять формирование более сложной.

Речь – сложная функция, требующая от ребенка умение контролировать дыхание, умение удерживать внимание, уметь и испытывать потребность в общении.

Тормозить речь ребенка может: неумение сидеть на попе, неудержание внимания, эмоциональные всплески (на эмоциях речь уходит), понимание и восприятие (не услышал, не увидел и молчит). Любая невстроенная функция будет тормозить. Если и с речью у ребенка есть проблемы – убедитесь, что есть база, на которой ее можно построить, что все выстроено на нижних уровнях обеспечения.


- Комфортно?

- Не успеваю.

- Понимаете? Это вопрос не в том, что ребенок не может думать, это вопрос в том, что как только это сочленяется, и это затратно, то процесс мышления вырубается. А если я вас попрошу выучить что-то новое в такой ситуации? Не получится, потому что вы уйдете. Уйдете на моторный уровень восприятия. И вы будете не познавать, и не придумывать, вы будете насыщать моторный уровень, расслаблять. Поэтому это не вопрос потенциала мышления, а это вопрос, что есть сложная вещь…Это вот я сел за руль в первый раз, и я не буду точно думать о том, как зовут инструктора. Мне вообще, грубо…

- Не поговорить точно.

- И эта ситуация как бы не от неумения мозга думать. Потому что лежа с вами в обнимку идут рассуждения, он может что-то делать, вы видите, что соображает. Но как только вот…все. Нужны часы для того, чтобы снять это напряжение.


❓ Вы уже столкнулись с задержкой развития речи или проблемами речи. Вас беспокоит, что ребенок не говорит совсем, говорит меньше или хуже сверстников, отстает от «нормы».

❓ Вы только начинаете приглядываться к специалистам и методикам. Вам важно понять алгоритм действий, который будет лучшим именно для вашего ребенка и комфортен всей семье.

❓ Вы устали бегать по специалистам и лавировать в противоречивых рекомендациях. Вам сложно выбрать конкретный способ помощи ребенку.

❓ Ваш ребенок сопротивляется вам и специалистам, он устал от ваших усилий «ему помочь». Вам нужно найти новый подход, чтобы обойти сопротивление.

Речь - это сложная функция, для формирования которой ребенку нужно овладеть множеством навыков. Об этом я подробно рассказываю на онлайн-практикуме “Речь и проблемы речи: откуда ноги растут”.

На практикуме вы:

🔸Составите диагностическую карту, чтобы понять, что именно "тормозит" формирование речи вашего ребенка.

🔸Узнаете, какие алгоритмы действий подобрать в вашем конкретном случае.

🔸Разберетесь, когда нужен специалист (логопед и т.д.), а когда он бесполезен.

🔸Поймете, что могут сделать родители самостоятельно и как важно уметь ждать и не экзаменовать ребенка.

Как все устроено? После регистрации на курс вы получите доступ к личному кабинету, в котором можно:

  • посмотреть 4 обучающих вебинара в записи;
  • выполнить самостоятельно практические домашние задания;
  • прослушать 3 онлайн-сессии "вопрос-ответ" в записи с наиболее частыми вопросами родителей по проблемам детской речи;
  • получить личную мини-консультация онлайн по диагностической карте, построенной участником курса (для тарифа "Оптимальный").

Успевайте за важными знаниями в помощь вашему "молчуну"!


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.