КАК УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ В ШКОЛЕ

Многие родители жалуются на то, что ребенку сложно удерживать внимание в школе. Постоянно вертится, не слушает учителя.

Как удержать внимание? В школе ребенку с проблемами удержания внимания сложно: очень много факторов, очень много «надо», мало эмоционального включения, которое так важно детям. Особенно подвижным, особенно гиперактивным детям.

Как работать с этим? Тренируйте произвольность в момент эмоционального включения в игре. Нужно постоянно создавать пространство, в котором ребенок будет «бегать», но с ЦЕЛЬЮ, и держать эту цель в уме, и будет в этом успешен.

Например, как это делаю я на занятиях в бассейне со школьниками: тренирую навык удержания внимания и «работы по свистку» в момент эмоционального включения. Тренирую функцию, которая в школе не срабатывает. Дальше ребенок переносит навык удержания внимания в школьную среду, но переносит его из состояния собственного успеха. У ребенка ВДРУГ легко получается в школе. Я это делаю не за партой, а в бассейне. Где ребенку интереснее и веселее.

Пример: я часто даю детям задание: доставать монетки со дна бассейна. Один ребенок не умел и не хотел нырять, но хорошо считал. Я дал ему возможность делать то, что он любит: считать монетки, которые приносили другие дети. Более того, он стал лидером на время этого задания – давал задачи другим детям, сколько монеток надо принести. Через пару занятий он стал нырять сам. Успешный счетовод стал успешным пловцом. Что ребенок вынесет с занятия? Что он успешен и хорошо справляется с заданиями в группе (ныряет). Этот опыт можно перенести в школьную среду.

Второй пример: в школе необходимо часто переключаться с одного типа восприятия на другой. Учитель то пишет (смотрю на доску), то говорит (слушаю), то двигается возле доски. И ребенок никогда не знает, какой тип восприятия нужно включить следующим. Некоторым детям это тяжело, особенно детям с повышенной активностью, гиперактивным детям.

Что делаю: учу быстро переключать внимание с одного типа восприятия на другой при многих раздражителях. Ведь в бассейне, как и в школе, много отвлекающих факторов: шум, дети, вода, я. Дети по команде ныряют. Даю команду то голосом, то рукой, то головой, то с помощью другого ребенка. Разница со школой: там нет эмоционального включения, а в бассейне дети играют и учатся с готовностью и радостью.

Со временем этот опыт переключения с одного типа восприятия информации на другой дается легко, и потом его можно перенести в школу. Дети учатся выбирать доминанту, удерживать на ней внимание, а остальное игнорировать.
Также добавляю разницу ритмов. Сначала быстро ныряем, быстро залазим на бортик… стоп, не даю команды, хотя все ее уже ждут.

Вот так можно научиться сложному через простое. Я люблю воду, вода – хороший инструмент для реабилитолога.

Придумывайте дома, как сделать так, чтобы сработало! Играйте, творите, думайте!

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.