Современные дети и гаджеты: гении или двоечники?
Общество разделено на три части. Первая часть говорит о том, что современные дети стали развиваться медленнее. Вторая часть утверждает, что дети стали развиваться значительно быстрее. Знают больше, чем их сверстники 20 лет назад. И те, и те не последним фактором считают влияние гаджетов на детей. Третьи говорят, что и первые, и вторые морочат голову себе и всем остальным. Если человек хочет поволноваться, то он найдет повод.
Стали ли дети развиваться медленнее, и какую роль играют гаджеты в жизни ребенка? Это вопрос, который перестает существовать в тот момент, когда мы четко обозначаем о каком развитии мы говорим.
Давайте начнем сначала с простого: функциональное, моторное развитие.
Дети стали позже начинать ходить на горшок.
Восьмимесячный карапуз, сидящий на горшке 20 лет назад, никого не удивлял. Как только начинал самостоятельно сидеть – сидел уже на горшке. Сейчас история немного другая. К двум годам в большинстве своем дети осваивают этот навык. Причина скорее всего в потрясающих изобретениях: одноразовый подгузник и стиральная машина автомат.
Мой первый сын в 9 месяцев уже показывал пальцем на горшок и оказывался на нем. Он ногами не доставал до пола. Матвей (разница 19 лет) вообще не знал, что такое горшок и сразу начал сидеть на унитазе в 2 года. Не думаю, что я сильно изменился, но обстоятельства изменились и мое отношение к вопросу изменилось значительно. 24 года назад подгузники были хуже, дороги и стиральной машины у меня еще не было. Приходил я с работы и стирал бесконечное количество пеленок и тряпочек. Я стоял перед несложным выбором: стирать или не стирать. С Матвеем выбор был мягче – тратить деньги на подгузники или перестать. Перестал, но экономии не получилось – диван, который он уничтожил, дороже.
Дети позже начинают говорить.
В советское время ребенка отдавали в ясли в год. Декретный отпуск был 12 месяцев, а немногим раньше 3 месяца. Ребенок оказывался в ситуации, когда речь была необходима самому ребенку. Изменилась и еда. Не качество и количество –фактура. Помните эти пластиковые терки, на которых натирали яблоко. Не удобно, долго, достает. На ешь целое.
Блендеры не висели на каждой кухне. Ребенок начинал раньше есть пищу кусочками. Надо сказать, что у меня и сейчас ничего не поменялось в этом плане. Пюре в баночках стоит невостребованным, блендера нет, и мой ребенок в год ест курицу, как есть. Протирает её волокна деснами. К чему это приводит. Он отказывается есть пюре и существует мнение, что моторика языка у ребенка при пище кусочками изменяется так, что ребенку проглотить пюре становится тяжело.
С моторным развитием похожая история.
Ребенок так много получает информации и удовольствия, ничего для этого не делая. Вспомните кроватку новорожденного ребенка 20 лет назад. Это «остров невезения». Нужно было срочно рыть оттуда. Сейчас? Это остров блаженства. Осталось только установить туда датчики движения, которые будут реагировать на открытие глаз и включать музыку, поднял руку, и закрутился мобил. Что-то мне подсказывает, что развитие игровых приставок дойдет и до самых маленьких и это случится раньше, чем мне кажется. Или уже есть? В этом смысле влияние гаджетов на детей сказывается в замедлении развития.
“Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3,5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения. Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний — едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад». По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы — 12-15 месяцев. Учитывая, что разница на самом деле всего в одном поколении, можно говорить об огромном откате в функциональном развитии”, – Брэнди Брейтбеч — выпускница Университета Северной Дакоты (США), имеет степень магистра эрготерапии.
Давайте подитожим. Да, действительно, у современных детей есть задержка функционального развития, по сравнению с прошлыми поколениями.
Но! Информационное развитие у современных детей на совершенно другом уровне. И тут нельзя недооценивать влияние гаджетов на детей.
Посмотрите на них, количество информации и умение оперировать потоком совершенны. Дети значительно быстрее ориентируются в сфере цифровых технологий. Знают, как включать компьютер, телевизор и смартфон. О том, что в моем телефоне стоит устройство, которое включает телефон при его вращении показал мне мой годовалый ребенок. Он виртуозно бросал его на кровать. Я не сразу понял зачем, а потом увидел, что он так включается. Может знаете, как отключить эту функцию?
Исследования психологов по всему миру: американские, итальянские и французские психологи делали исследования начиная с 50 годов о понимании детей в области экономики. За последнее время отчетливо наметилась тенденция большего понимания отношений в области потребления: товар – деньги и уменьшилось в сфере производства. И это понятно. Делать своими руками мы стали меньше, значительно меньше. Нет этого опыта. Вспомните, когда вы своими руками делали игрушку своим детям. Я помню, как сам делал лыжные ботинки ребенку из валенок. Зачем? Невозможно было купить. Теперь можно купить готовое, потратить на это меньше денег и не потратить времени.
Но! я всегда повторяю, что мы не можем жить только информацией. Необходим личный сенсорный опыт, не только навык пользоваться информационным потоком, т.е зрительным и слуховым анализатором. Гаджеты в жизни ребенка сейчас – это данность. И современным родителям надо просто следить за тем, чтобы его не обеднить, этот опыт.
Именно поэтому в онлайн встречи про естественное развитие ребенка я включил блок про то, как использовать гаджеты, компьютеры, мультфильмы и совмещать опыт сенсорный с информационным потоком.
Потому что нельзя жить в запретах родительских или тайге, но мы хотим научить ребенка чувствовать, сопереживать, делать ошибки и признавать их, проживать этот опыт, делать выводы и …. использовать это в учебе, общении, работе.
При этом совершенно не нужно тащить ребенка на развивашки и покупать развивающие игрушки коробками, использовать специальные методики и мучать, и мучиться.
Так зачем же ребенку богатый сенсорный опыт?
1) С точки зрения эмоций – человек, пользующийся только информационным потоком будет менее чутким. Это как в компьютере: перезагрузил и опять живой.
У него нет опыта необратимости своих действий, когда ты знаешь, что что-то сломалось и это навсегда. Это люди с обуженным эмоциональным репертуаром.
2) Также и обуженные знания не дадут полноты картины мира. Сенсорный опыт – это дополнительный опыт, инструменты, которые наши дети будут использовать в будущем, когда будут искать другие ходы, возможности/невозможности, делать выводы.
Смотрел недавно видео Стюарта Брауна — врача, психиатра, клинического исследователя: “JPL, и НАСА, и Боинг, когда нанимают специалиста-исследователя, даже если претендент с отличием окончил Гарвард или Калифорнийский технологический, но ни разу не починил машину, не смастерил хоть что-то своими руками, не играл руками, — считают, что он не справится с исследовательской работой. Игры практичны, они очень важны”. Разве не убеждает?
Для меня естественное развитие ребенка, нормальное развитие – это пользование всеми сенсорными системами. Когда речь идет о зависимости детей от гаджетов вероятнее всего это также результат обеднения сенсорного опыта.
Если подводить итог, то можно сказать, что категории медленнее или быстрее не подходят для оценки развития современного ребенка. Изменился вектор развития. Сейчас детям не надо выживать. Ребенку для получения многого нет необходимости уметь много. Достаточно уметь нажимать пальцем на экран смартфона, сводить и разводить пальцы, смахивать. Стив Джобс на презентации первого Iphone говорил, что жизнь изменится. Он оказался прав. Хорошо это или плохо? Тут каждый сам для себя выбирает.
Вектор приложения силы, вектор внимания изменился. По сути сейчас происходит слом в психологии человека. Игра появилась, когда отпала необходимость выживать. Сейчас мы не только выживать не должны, но даже за чистой попой смотреть не надо. Все делается нажатием кнопки, а вот с информационным потоком надо справляться.
PS: какое у вас отношение к тому, что многие современные дети раньше начинают пользоваться планшетом, чем сидеть на горшке?
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.