Снизить тонус – рецепт

Для начала нужно определиться с терминологией, и тогда станет понятна причина того, почему я не давал раньше конкретных рецептов.

Гипертонус для меня – это патологическое состояние, при котором мышцы ребенка находятся в постоянном напряжении. Это напряжение такой силы, что даже пассивно не получается произвести движение в суставах. Снижением тонуса в такой ситуации должен заниматься специалист и давать родителям конкретные рекомендации после осмотра ребенка.

То, что мы называем гипертонусом в нашей беседе – является повышением мышечного тонуса у ребенка, которое может быть нормой тонуса в определенные моменты: когда ребенок расстроен, злится, смеется, переносит не тяжелую вещь. В нашем случае такой тонус есть в ситуации покоя. Вот о снижении такого тонуса и о “волшебных кнопочках” сейчас и пойдет речь.

Что делать? Во-первых определиться с топикой (зоной) мышечного тонуса у ребенка. Как правило, такое повышение тонуса не затрагивает все тело. Тонус может быть повышен в мышцах спины, мышцах ног, с левой или правой стороны.

Максимальное расслабление наступает после максимального напряжения. Значит, мы для расслабления определенной группы мышц сначала напрягаем их.

Второе правило – это нужно делать в игровой форме: надо, чтобы ребенок не произвольно удерживал напряжение в этих мышцах, а делал это для обеспечения собственной активности.

Например: ребенок ходит на носочках, особенно ярко это заметно в те моменты, когда он увлечен, весь такой горит. Можно ребенка попросить встать на пятки, и он выполнит инструкцию, но не за счет расслабления икроножной мыщцы, а за счет более мощного напряжения мышц-антагонистов. В результате мы проиграем. Я делаю немного по-другому: создаю такие условия, при которых ребенок в игре постоянно должен подниматься на носочки (ребенок дотягивается до чего-нибудь или перемещается по краю поверхности, удерживая себя только на носочках). Сюжетов масса, и в первую очередь они зависят от интересов ребенка. Суть от этого не меняется. Нужно сделать так, чтобы ребенок произвольно усиливал напряжение в мышцах, в которых повышен мышечный тонус, и потом рефлекторно сбрасывал напряжение. Когда это происходит, то нужно ментально закреплять результат в динамических упражнениях. Только не просите от меня конкретные игры – я не знаю конкретных интересов ребенка, и для каждого возраста игры будут свои. Они не могут быть одинаковы для 1,5-летнего и шестилетнего ребенка. Тут главное понять принцип и начать придумывать.

P.S. Чуть не забыл. “Волшебная кнопка” находится в голове у взрослого, придумывающего игру. Именно там ее нужно искать.


«Мамы и малыши», - так я решил назвать полезную неделю с 18 по 25 октября, посвящённую тем, кто заботится о самых маленьких.

Я все время говорю про правильную расстановку «акцентов». На неделе про малышей ударение мы будем ставить на три важных пункта:

Спокойствие. Чем важнее задача, тем больше страх ошибки. Я хочу узнать у вас, мам малышей, моих подписчиц, что вас тревожит, из-за чего вы переживаете. Обсудим, что даёт нам уверенность в себе и когда действительно стоит волноваться.

Своевременность. «Как ничего не упустить?» и «Можно ли навредить ранним развитием?» - я часто слышу эти вопросы от одних и тех же родителей. Нужен баланс. На неделе мы спросим, о чем жалеют мамы уже подросших детей. Поговорим о бесполезности чувства вины за прошлое и возможностях улучшить ситуацию в будущем.

Осознанность. Маму малыша можно сравнить с магнитом, притягивающим полезные советы. Редкий человек не поделится опытом, что уж говорить о ближайшем окружении, которое зачастую настаивает. Сразу скажу, следовать всем советам невозможно. Обсудим, что делать с хорошими и одновременно противоречивыми рекомендациями.

Участники недели с 18 по 25 октября будут получать полезную информацию про малышей, напоминания об эфирах, ссылки на эфиры в записи. Особенно рекомендую зарегистрироваться тем, кто с нами недавно.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.