Снизить тонус – рецепт

Для начала нужно определиться с терминологией, и тогда станет понятна причина того, почему я не давал раньше конкретных рецептов.

Гипертонус для меня – это патологическое состояние, при котором мышцы ребенка находятся в постоянном напряжении. Это напряжение такой силы, что даже пассивно не получается произвести движение в суставах. Снижением тонуса в такой ситуации должен заниматься специалист и давать родителям конкретные рекомендации после осмотра ребенка.

То, что мы называем гипертонусом в нашей беседе – является повышением тонуса, которое может быть нормой тонуса в определенные моменты: когда ребенок расстроен, злится, смеется, переносит не тяжелую вещь. В нашем случае такой тонус есть в ситуации покоя. Вот о снижении такого тонуса и о “волшебных кнопочках” сейчас и пойдет речь.

Что делать? Во-первых определиться с топикой (зоной) тонуса. Как правило, такое повышение тонуса не затрагивает все тело. Тонус может быть повышен в мышцах спины, мышцах ног, с левой или правой стороны.

Максимальное расслабление наступает после максимального напряжения. Значит, мы для расслабления определенной группы мышц сначала напрягаем их.

Второе правило – это нужно делать в игровой форме: надо, чтобы ребенок не произвольно удерживал напряжение в этих мышцах, а делал это для обеспечения собственной активности.

Например: ребенок ходит на носочках, особенно ярко это заметно в те моменты, когда он увлечен, весь такой горит. Можно ребенка попросить встать на пятки, и он выполнит инструкцию, но не за счет расслабления икроножной мыщцы, а за счет более мощного напряжения мышц-антагонистов. В результате мы проиграем. Я делаю немного по-другому: создаю такие условия, при которых ребенок в игре постоянно должен подниматься на носочки (ребенок дотягивается до чего-нибудь или перемещается по краю поверхности, удерживая себя только на носочках). Сюжетов масса, и в первую очередь они зависят от интересов ребенка. Суть от этого не меняется. Нужно сделать так, чтобы ребенок произвольно усиливал напряжение в мышцах, в которых повышен тонус, и потом рефлекторно сбрасывал напряжение. Когда это происходит, то нужно ментально закреплять результат в динамических упражнениях. Только не просите от меня конкретные игры – я не знаю конкретных интересов ребенка, и для каждого возраста игры будут свои. Они не могут быть одинаковы для 1,5-летнего и шестилетнего ребенка. Тут главное понять принцип и начать придумывать.


P.S. Чуть не забыл. “Волшебная кнопка” находится в голове у взрослого, придумывающего игру. Именно там ее нужно искать.

 

Вам может быть интересно:

Гипертонус

Тонус у самых маленьких

О пользе массажа