Ребенок с характером. 7 советов для родителей
Бывают дети удобные. Тихие, послушные, смирные. Скажешь им одеваться на улицу – они это делают. Обедать пора – едят и не привередничают. Взрослым улыбаются, с детьми игрушками делятся. Засыпают без боя и даже голову дают мыть без криков.
А встречаются дети…другие. Неудобные. Неудобные дети по праву рождения или вошедшие в затяжной “у нас сложный период”. Они всегда немного “более”: более требовательные, настойчивые, упрямые, своенравные, чувствительные, плаксивые, восприимчивые, громкие, чем большинство детей вокруг. Про таких часто говорят – ребенок с характером. Делают, как хотят и что хотят, а если хотят, то и вовсе ничего не делают. Они отстаивают свое видение мира с помощью мучительных переговоров, криков, истерик и непослушания.
Иногда кажется, что жизнь семьи вертится вокруг них и это борьба, гонка на выживание, которая никогда не прекратится. Прекратится. И в этом сражение можно обойтись без проигравших. Нужно только не бояться открывать, искать, пробовать, ошибаться и становиться мудрее.
У меня достаточно богатый опыт приручения строптивых, в первую очередь профессиональный. Я точно знаю, что за таким поведением лежат определенные потребности ребенка и, часто, вполне осязаемые особенности тонуса, сенсорных систем, которые можно объяснить и сгладить. К тому же, двое из моих пятерых детей, что называется, с перчинкой. Всю соль и глубину родительского «с ребенком сложно» я испытал и проверил не только, как детский реабилитолог на профессиональном поле, но и на «собственной шкуре». Я понимаю, о чем говорю и знаю, что можно с этим делать. Я выработал для себя некие принципы, которые мне очень помогают при общении с такими детьми. Эти советы работают у меня. Будут работать и у вас.
Итак,
1. Вы не одиноки в этих сложностях. Спросите у других родителей, которые смогут ответить вам честно, есть ли среди их детей те, с кем частенько бывает по-настоящему непросто? Поговорите по душам с друзьями и знакомыми, впустите в ваше сознание реальный мир без инстаграмных белоснежных рубашек, накрахмаленных салфеток и улыбчивых силиконовых людей. Осознайте, что у вас не единственный в мире ребенок, с которым бывает сложно. Зато он точно самый невероятный и волшебный.
2. Ваш ребенок не издевается. Поймите и уясните: его поведенческие особенности и эмоциональные проявления – это не запланированные действия с целью вывести вас из себя и свести с ума. Это его внутреннее состояние, с которым он сам не может, не умеет справиться.
- Под постоянным требованием “на ручки”, просьбой потискать могут лежать проблемы с телесной чувствительностью. Ребенок так себя лечит.
- Если на вашего ребенка жалуются в школе и корят за неусидчивость, выкрикивание с места, то может быть дело в нарушении сенсорики и сфере ощущений. Такой человек просто не может адекватно считывать информацию. Он совершенно не воспринимает язык тела, а ориентируется лишь на то, что ему говорят, причем оценивает все сказанное слишком буквально. Такие дети не умеют подражать, у них нет для этого нужных инструментов. А это значит, что соответствовать общепринятым нормам им очень сложно (к примеру, прилично вести себя за столом или спокойно сидеть на уроке). Таких примеров можно привести множество.
- Четкое осознание этого факта дает очень многое. С такими детьми воевать бесполезно, им нужно помогать: подбором вида деятельности, спорта, хобби, простыми домашними делами, которые помогут скомпенсировать особенности.
3. Ставьте ударение правильно. Ребенок с характером зачастую прицел нашего «ударения» все время наводит на негатив. Его невозможно не замечать. В то время, как позитив мы нередко попросту пропускаем или же отмечаем, но не так значимо, как это нужно ребенку. В итоге у него вырисовывается закономерность: ведёт себя плохо – мы реагируем, ведет себя хорошо – нет реакции, или она не достаточно ощутимая для ребенка. Нет ощутимой реакции, нет внимания – отсутствует мотивация делать так снова.Я не видел ни одного неудобного ребенка, который не был бы уникален в чем-то. Они научаются делать некоторые вещи особенным образом. Часто их способы дают преимущество.
Ребенок талантливо сделал гадость? Поставьте ударение на другое ключевое слово -ТАЛАНТЛИВО. Порадуйтесь уму и сообразительности. Я точно знаю: после того, как улеглись эмоции, вы с некоторым чувством гордости рассказывали ближайшей подруге: «Представляешь, на две секунды отвернулась в магазине, а он за это время уже умудрился…”. Поэтому замечайте важное, смещайте фокус «своего ударения» на хорошее, обращайте внимания на сильные стороны и его уникальность. Поверьте, это поможет не только ребенку, но и вам самим.
4. Делайте ставку на прогресс, а не на совершенство. Выделяйте первостепенное и важное. Ставьте перед ребенком, педагогами и собой четко сформулированные, вполне осязаемы и осуществимые на данном этапе задачи. Двигайтесь к цели маленькими, постепенными, но уверенными шагами.
Например, если у ребенка сложности в коллективе и проблемное поведение, родителям необходимо донести до педагога/воспитателя четко сформулированную задачу – социализация. При этом можно отложить на время успеваемость.
Дело в том, что когда обучающий специалист не видит динамики развития ребенка во вверенной ему области, он начинает осознавать это как профессиональную неудачу. А долгое время быть неуспешным в своем деле никому не хочется. Однако если такому специалисту объяснить, что на данном этапе развития именно этого ребенка для его родителей нужно и важно, чтобы он научился смирно присутствовать на уроке, не выбегая поминутно из-за парты, что сейчас никто не ждет успехов в чистописании, что необходимо лишь научить ребенка удерживать внимание сравнительно длительное время, то ситуация может в корне измениться. И вам, и педагогу станет легче.
Взвешено расставляйте приоритеты и придерживайтесь выбранного направления. Поощрять или не одобрять ребенка нужно тоже лишь в рамках определенной поставленной задачи. Тогда и ему и вам будет проще сосредоточиться на том, что важно в данный момент. Это дает спокойствие и уводит от излишнего напряжения.
5. Вы не самые худшие в мире родители – пусть вас иногда посещает бурное и непреодолимое желание наказать, растерзать или убежать куда-то. Родители – тоже живые существа, которым иногда свойственно уставать, грустить, раздражаться и злиться. И да, не нужно никаких угрызений совести, потому что ребенок должен понимать, что родители живые и они иногда злятся на его поведение.
6. Помните! Сложный ребенок – умный ребенок. Я просто обожаю этих детей, мне нравится с ними общаться и на это у меня есть четкие основания. Они искрометные, непредсказуемые и умные. С ними одновременно очень сложно и очень интересно. У меня стаж 24 года, и я вижу, что и кто может вырасти из неудобного ребенка, т.к. со многими своими маленькими пациентами продолжаю общаться во взрослом возрасте. В большинстве своем – это активные, инициативные, успешные и неординарные люди.
Попробуйте оценивать ребенка не с точки зрения насколько вам сейчас с ним сложно или комфортно, а с точки зрения, какой из него получится взрослый. Интересные мысли появятся и новые горизонты откроются. Я обещаю.
7. Верьте в своего ребенка и верьте ребенку. Принимайте его таким, какой он есть. Освободитесь от чувства разочарования и постоянного беспокойства. Осознайте и каждой клеточкой своего тела прочувствуйте уникальность и волшебность вашего ребенка. И искренне ПОВЕРЬТЕ в него. Только из такого состояния нужно искать пути помощи и двигаться дальше.
Никому не позволяйте унижать своего ребенка и клеить на него ярлыки «несносный», «невоспитанный», «трудный». С улыбкой пропускайте мимо ушей фразы «да как же ты дальше будешь с ним”, «что же из него вырастет». Ведь вы-то знаете, какой невероятный ресурс заложен в вашем маленьком и неугомонном «порождении хаоса». Гордитесь своим ребенком. И каждый день снова и снова отвоевывайте его у общества. Верьте, гордитесь и отвоевывайте. Снова и снова.
На самом деле родители могут сделать очень много, чтобы научиться мирно жить со своенравным ребенком. Вы можете усовершенствовать те методы и подходы, которые уже успешно используете, и освоить новые. Каждый ребенок с характером уникален. Вы обязательно научитесь не сосуществовать, а жить вместе. Жить рядом с интересной личностью и быть родителями удивительного человека.
💥 Поведение ребенка ставит в тупик, а известные методы не работают? В зависимости от возраста это бывают разные проблемы, начиная от долгих укладываний, сложных одеваний, истерик на ровном месте, заканчивая проблемами в обучении и общении с окружающими.
Хотите выяснить истинные причины «неудобного» поведения именно вашего ребенка, наметить план действий и начать получать удовольствие от общения? Авторский онлайн-цикл “Неудобный ребенок” будет полезен родителям, воспитателям и учителям детей "с характером" - тех, которым нужно больше времени, сил и терпения со стороны взрослых.
Вы узнаете:
- Что заставляет вашего ребенка вести себя именно так?
- Как создать пошаговый план мягкой коррекции нежелательного поведения ребенка, адаптации в коллективе?
- Где лучше справятся родители, а что поручить специалистам?
- Как быть с реакцией окружающих?
- Как наладить мир в семье, снизить количество слез и истерик?
- Как быстро привести ребенка в чувство на улице, в гостях, в общественном месте?
Обратите внимание на тариф "Лучший", куда курс "Неудобный ребенок" входит вместе с онлайн-курсом «Сенсорная интеграция: развитие, обучение, игра», - это действительно лучшее предложение для родителей школьников.
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.