Разговоры про школу: как «сойти с рельсов» и не сойти с ума. 15 советов для родителей
На выходных у меня была консультация. Даже нет, правильнее сказать приятная встреча. С мамой первоклашки мы разговаривали про школу. Разговор был об общих проблемах и о частных: проблемах, с которыми столкнулась эта конкретная семья.
Проблемы у ребенка в школе – это довольно частый запрос ко мне: как адаптироваться, что можно сделать, если не получается с учителем наладить контакт и т.д. Часто такие разговоры очень тяжелы, приходится объяснять и рассказывать одно и то же по много раз. А этот разговор был на удивление легким. По уточняющим вопросам сразу стало понятно, что мы говорим на одном языке. И тут меня торкнуло – эта семья была на практикуме. Вот почему не приходится объяснять, почему моторика влияет на обучение, почему отсутствие эмоциональной включённости влияет на время активности ребёнка. А самое главное то, что не ощущалось безвыходности в голосе. После практикума люди готовы не только слышать, но и делать. Эта мысль меня радует и не покидает уже несколько дней.
С разрешения семьи, я решил поделиться общими вопросами, о которых говорили. Не долго думая, записали, оформили, получилась эдакая шпаргалка с советами для родителей. Возможно, кому-то будет в помощь.
Олег Леонкин.
- Олег, как вы думаете, что самое главное в разговоре про школу?
– Самое главное – определить свои цели и понять: зачем вы отдаете ребенка в школу? И уже исходя из этого, давать поддержку ребенку и в шагах освоения, и в оценке его успехов. Нужно понять, что ценно для вас, и что ценно для ребенка, и работать именно на эти цели, отдавая себе отчет в том, а можно ли достичь этой цели в этом конкретном месте.
Давайте на примерах.
Если для вас оценки не важны, а для ребенка важны, значит, отодвигаем свое «не важно» и работаем «на оценки». Сидим вместе с ним и помогаем писать крючки, можем даже частично написать вместо него, если у него нет сил. Можем написать карандашом тоненько, чтобы он обвел, если у самого пока не получается. И обязательно хвалим, хвалим, хвалим за хорошие оценки.
Если для вас важно получение знания, то смотрим, а может ли этот педагог дать ребенку знания, может ли научить думать, или он сам ушел не дальше начальной школы. И тут хвалим за рассуждения, отмечаем каждый успех «включения мозга», когда видим, что ребенок думает, а не просто делает по подобию. В обычных бытовых ситуациях даем ему возможность додуматься самому. Результат в таком случае вторичен, важен процесс включения ребенка, его вовлеченность, инициатива.
Если важна социализация, умение находиться в коллективе, поощряем за успехи в дружбе, за нахождение общего языка, за поиск выхода из конфликтной ситуации. Хвалим за эти успехи и помогаем в этом. Лучше всего с детьми, которые симпатичны ребенку, устраивать встречи и какие-то общие дела вне школы, как мы это делали в детстве во дворе. Сейчас у детей почти нет этой возможности. Нужно помогать и создавать эти самые возможности.
Если цель – навыки соблюдение режима и правил, то помогаем в этом, и поощряем за это. Вначале выстраиваем режим дома, там, где это сделать легче. Дома нет такого количества отвлекающих факторов, как в школе. Обращаем внимание ребенка на то, какие мы молодцы: и это по распорядку сделали, и это, считай шесть уроков «отсидели», а ты говоришь сложно.
Важно, чтобы родители определили цель, помогали ребенку и поддерживали его в ее достижении, давали подкрепляющую положительную оценку в его продвижении.
- Как вы считаете, нужно ли ребенка как-то специально готовить к школе? Если нужно, то как?
– Хорошо, когда ребенок ходит на подготовку к школе. Так он привыкает к такой форме обучения, которая будет в школе. Для детей сильный стресс, когда вчера еще можно было играть весь день, а сегодня нужно сесть за парту и учиться. Детям, которые не ходили в детский сад, и хоть в какой-то степени не познакомились с классно-урочной системой, сложнее адаптироваться к школьным правилам.
- Какие основные проблемы школы Вы видите сейчас, как специалист?
– Самая главная проблема в том, что школа не соответствует потребностям сегодняшних детей. Современные дети задают вопрос «зачем мы будем это делать», на который школа, к сожалению, не дает ответ. Если взять иллюстрации 60-х годов, то можно увидеть, как девушки в ряд стоят у слесарных тисков и учатся работать напильником. И если приглядеться, видно, что они не создают какое-то изделие, они просто стачивают металлический брусок – учатся работать напильником. С современными детьми такой номер не пройдет. Они все чаще не соглашаются «стачивать», они хотят создавать. Сейчас лучше всего отвечает потребностям детей финская система обучения. А у нас она только начинает появляться. «Артек» сейчас можно назвать инновационной площадкой образования. Там дети изучают учебные предметы, например, снимая фильм, в который можно «завернуть» хоть литературу, хоть географию.
- Существуют разные варианты обучения, начиная с общеобразовательной городской школы с классно-урочной формой, заканчивая семейным образованием с прикреплением к дистанционной школе. Также есть и частные школы с разными требованиями к качеству образования, и школы с различными авторскими методиками. Можно ли как-то классифицировать детей, которым больше подходит та или иная форма обучения?
– Скорее стоит говорить не про выбор какой-то конкретной школы, а про выбор подходящего для ребенка педагога, и не важно по какой системе и в какой форме он работает. Тут нужно смотреть именно на детскую реакцию, и пробовать, не бояться менять. Потренироваться можно еще до школы: в разных кружках, секциях. Вот, родителю может казаться не возможным учиться у педагога, который орет на ребенка, а тот бежит на занятия с радостью и не пропускает ни одной тренировки. Единственное, чего допускать нельзя — это унижения. Тут надо вставать на защиту и сразу же пресекать, понимая, что мнение детей о друг друге в начальной школе формируется на основе того, что транслирует учитель. Любой ребенок, который развивается плюс-минус в норме, может учиться в обычной школе, а основная родительская задача – быть на стороне ребенка и его поддерживать. Вообще, начальная школа – это не про знания, а про поиск комфортного для ребенка места.
- По каким явным маркерам можно понять, что что-то пошло не так и ребенка из этого места нужно забирать?
– Может быть несколько причин: несовпадение учителя с ребенком, высокая нагрузка. И в первом, и втором случаях родители могут видеть отказ ребенка от школы по сильным вегетативным реакциям, таким как рвота, температура. При этом при несовпадении с учителем, когда ребенку уже поставлен «диагноз», нужно уходить из школы совсем. Может быть так, что не ребенок и хороший учитель просто не совпали. Такое тоже бывает, и с этим вряд ли получится что-то сделать. Как говорят, что для русского лекарство, для немца яд. А при высокой нагрузке, если накопилась усталость и ребенку явно нужно передохнуть, нужно сделать перерыв на какое-то время. Пропустить пару дней, дать время восстановить силы.
- Олег, из ваших 5-ти детей трое уже закончили школу, двое еще не пошли. С какими основными трудностями вы сталкивались , как родитель и как решали?
– Старший сын в школе был очень заводной, их в классе было несколько таких, и действовали они сообща, набирая обороты. У педагога в такой ситуации складывается традиционное мнение о родителях. Когда дело дошло до вызова в школу, и классный руководитель увидела человека в костюме, умного, логично излагающего свои мысли, её мир перевернулся. Родителям важно донести до педагога мысль, что мы в одной лодке и делаем одно дело, вы в школе, мы дома. Не имеет смысла идти на конфликт. Если до педагога невозможно достучаться, лучше его поменять. Был случай, когда учительница позвонила мне узнать, почему Димы нет на уроке, услышав о том, что Дима делает домашнее задание по математике, и если не справится за первый урок, то не придет и на второй, она успокоилась – воспитательный процесс идет, все под контролем. Старшему сыну сложно далась начальная школа, с вегетативными срывами и низким статусом в классе, но умный ребенок не может стать глупым, и как только он перешел в среднюю школу и учителя стали отмечать его неординарный ум, отношение одноклассников к нему изменилось, он стал им выгоден. Школу закончил успешно, сейчас ушел в науку.
- А если ребенок не умен от природы, что делать?
– Натаскивать. Садиться рядом и заниматься. Я тренировал среднего сына ясно выражать свои мысли ежеминутно в быту, просто «не понимая» того, что он хочет сказать, ему приходилось учиться и учиться формулировать. Через какое-то время я стал замечать, что в разговоре со многой он строит свою речь иначе, чем с окружающими. Средним детям я в большей степени давал возможность получить «естественные последствия» от своих поступков и выборов. Естественные последствия – это то, что происходит без участия воли родителя, окружающий мир тоже ведет свой воспитательный процесс. Но я смелый, не каждый родитель решится на это.
- А что на Ваш взгляд самого ценного дает школа?
– Умение действовать по протоколу. Как не крути, а мир, в котором мы живем, полон правил и регламентов. А еще она дает умение списывать, и это не шутка. Дает умение добывать информацию.
– Часто так бывает, что дети осваивают образовательную программу, но эмоциональная нагрузка в школе для них не посильна. Есть ли какие-то превентивные меры для решения этой сложности? Как родители могут помочь ребенку?
– То, о чем уже говорили выше – познакомить ребенка с процессом обучения за партой заранее, чтобы он к школе уже освоил такую форму обучения. Если ребенку сложно, значит нужно помогать. И еще очень важно не стоять на традиционных рельсах и не стремиться сделать все идеально, а снизить для себя планку важности школы. Ничего страшного не случится, если вы пропустите несколько дней и дадите ребенку отдохнуть, если не будете настаивать на «отступить три клеточки справа», а поставите ребенку точки, чтобы он знал, откуда ему начинать писать. Со временем у него сформируется образец оформления тетради как фотообраз. А пока этого не случилось, в этом ему поможете вы.
- А как эта перегрузка может проявляться у детей, на что родителям нужно обратить внимание?
– Перегрузка может проявляться в виде эмоциональных срывов, ухудшении сна и соматических реакциях, которые обсуждали выше.
– У большинства родителей при словосочетании «домашняя работа» нервно дергается глаз. Так все же: делать домашку с ребенком или нет? Если да, то, как сделать этот процесс наименее трудозатратным и «кровавым» для родителя?
– А тут все изначально определено ребенком. Есть дети, которые с самого начала сами делают домашние задания, а есть те, с которыми нужно сидеть рядом. И это нельзя изменить, так и будет. С возрастом степень участия родителя будет уменьшаться, но контролировать нужно будет всегда. А про трудоемкость… это трудно и легко не будет, но можно как-то разнообразить сам процесс. Родителям нужно сойти с «рельсов» – писать можно и на полу, и под кроватью с фонариком, можно писать не строчку крючков, а сделать из них дерево, кстати, там этих крючков будет гораздо больше, чем в строчке.
- Но сдать-то нужно строчку…
– Да ни один учитель ничего не скажет родителю, который в восхищении принесет ему такое дерево. Максимум, что может: «В прописях все же тоже напишите». А мы в ответ: «Конечно, напишем завтра».
Если ребенок на чем-то зависает, значит, он что-то не понял в сути, ее нужно объяснить ребенку на уровне предметно-действенного мышления. У меня сын никак не мог понять, что такое длина окружности, и как она может быть отрезком определенной длины. Взяли летнюю шину, наклеили полоску скотча для обозначения начала, вышли во двор и катали колесо по снегу. Ставим скотчем вниз, прокатили полный оборот до отметки – вот он отрезок на снегу, и у него есть определенная длина. Пока раз сорок сын сам не прокатил, так и не мог понять. Хотя я до этого и веревочками, и чем только не объяснял. Часто ребенку нужно немного попотеть, чтобы понять длину окружности, дроби или уравнения. Устал ребенок – не надо его насиловать, надо помогать.
- А как понять, он устал или просто капризничает?
– У ребенка всегда есть причина, и причину не всегда нужно понимать, но нужно уважать. Относитесь во всех ситуациях к ней, как к усталости – помогайте. И опять же, помним про свою цель, она у разных родителей разная. Действуйте, исходя из своей цели. Если вам совсем сложно с домашними заданиями, и вы не справляетесь со своими эмоциями, то лучше привлечь помощника, пусть он занимается с ребенком.
– А какой основной запрос от родителей школьников поступает к вам?
– У меня в основном запросы с поведенческими сложностями. Как мы уже говорили, с такими ребятами нужно дома для начала выстраивать режимные моменты, потому что дома это проще сделать, меньше отвлекающих факторов. Очень важно поощрять за успехи, все время обращать на это внимание, вот тут ты справился, и тут у тебя получилось. Было бы хорошо пройти учебник вперед на несколько тем, чтобы в школе он мог все свои силы направить на соблюдение регламента. И контакт с педагогом тут очень важен, та самая мысль «мы с вами в одной лодке», помните? Педагог не должен себя чувствовать «брошенным» в вопросе изменения поведения ребенка, но и родитель один не сможет ничего сделать, его же нет в школе. Здесь очень важно налаженное взаимодействие. Я часто хожу в школу, защищая интересы “неудобных детей” и их семей. Парадокс в том, что, например, когда родители гиперактивного ребенка говорят: нам не важны оценки, нам важна социализация, им не верят. Когда это говорит специалист, то ему верят гораздо охотнее. С этим очень сложно что-то сделать, но можно использовать. Второе – учителя видят, что на них не “слили” ребенка, им занимаются: родители, специалисты и, в том числе, школа. Можно и нужно ставить перед педагогом конкретную цель: давайте сейчас сосредоточимся на формировании умения сидеть за партой, а обучающие задачи отодвинем пока на задний план. Учитель тоже расстраивается из-за неудач, воспринимая неуспехи учеников, как свой собственный педагогический провал. Сужая поле задачи, мы не только облегчаем ему ситуацию, но и получаем для себя союзника в его лице.
- В современном мире школа такое место, где нервничают все: и родители, и учителя, и администрация, и дети. Как ребенку можно помочь справиться с эмоциональной нагрузкой перед контрольной, текущим экзаменом или ЕГЭ?
– Все нервничают, потому что у всех есть какие-то ожидания. Помните формулу счастья? Эмоции = результат – ожидания. Ребенок ждет школу, как какое-то чудо, а получает то, что получает. Как очень частое следствие, через несколько месяцев уже не хочет туда идти. Родители тоже чего-то ожидают от школы, включая постановку руки, а постановка руки, к слову, – это вообще не про школу и не имеет к ней никакого отношения. Учителя тоже ожидают от детей и родителей каких-то определенных действий, и когда они не соответствуют действительности, нервничают.
Вы спрашиваете, как помочь? Держите еще одну простую, но действенную формулу: Спокойные родители = спокойный ребенок. Относитесь ко всему проще, сойдите с «рельсов», удерживайте свою цель, помогайте ребенку, и дети не будут нервничать. Дети будут спокойны.
Из беседы Олега Леонкина и участницы 5-го потока онлайн практикума “Секреты детства” Любови Ефимовой.
Знаю, что родителям бывает непросто, мне часто задают вопросы о том, как в современном мире воспитать успешного, самостоятельного ребенка, как не упустить ничего важного и не переживать по пустякам.
Практикум “Секреты детства для счастливого будущего” - это философия разумного родительства и практическое руководство по развитию и воспитания ребенка с рождения до подросткового возраста, основанные на том, что человек - это единое целое.
Тело, эмоции и психика человека тесно связаны, я научу вас, как можно и нужно эффективно использовать эту связку для того, чтобы лучше понимать ребенка и помогать ему в развитии, получая удовольствие от родительства.
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.