Не спал с рождения

«Старший сын 4 года. Не спал с рождения. До полутора лет надеялась только на специалистов. Невролог говорил , убеждал, что это адаптация. И что это пройдёт. Были периоды когда сон налаживался, но они были очень краткими. Потом подключились истерики. Первый выдох – обращение к остеопату. Ненадолго…
Посещение специалистов давно не является основным. Хочу и могу сама помогать своему ребёнку. Просто с января началось какое-то ухудшение для меня непонятное, как будто я не догоняю, чего-то не хватает. Сын потрясающий, умный мальчик. А вот младшим сыном можно сказать не занимаемся, он самодостаточный, ему всего и всех хватает. И ещё важное – осенью родится ещё малыш, а у меня страх, что я теряю старшего ребёнка.»

Была консультация, по итогам которой можно сказать, что ребенок действительно умный, активный. Хочет общаться, много знает и умеет. Однако его чрезмерная активность не позволяет ему реализовать большинство «хотелок». Посидеть на одном месте 10-15 минут – это космос. При пытливом уме и сложных потребностях у него просто нет возможности осваивать новое. Многое из того, чем он хочет заняться, никак нельзя успеть доделать за 10 минут. В результате – истерики и отказ от собственной активности. Попытки взаимодействия со сверстниками неудачны по той же причине: игры детей в 4 года значительно длительнее 10 минут, и он выпадает из процесса. А на фоне взрыва эмоций время удержания внимания ребенком только сокращается. Опять неуспех.

Получается, что первоочередная задача – это создать условия для того, чтобы ребенок научился удерживать внимание сравнительно долго. При этом необходимо помнить, что удерживать внимание он будет только на том, что ему интересно. Интересны ему сложные вещи – взрослые. Как его мотивировать? Попутно присутствуют проблемы в общении с отцом. Отсутствие взаимопонимания. Оба хотят общаться, но не находят способа.

Решение у обозначенной задачи достаточно простое: с ребенком нужно заниматься тем, что действительно интересует родителей. Например, когда малыш оказался с папой в тире (папа военный), они постреляли вместе с большим удовольствием. И время удержания внимания ребенка существенно превысило 10 минут. На эмоциях это возможно. «Я – как папа. Я – как взрослый. Я – с папой» Это сработало. И сработало для обоих. Началось качественно иное общение папы с ребенком.

Рекомендация несложная: соединять свой интерес с интересом ребенка. Часто мы останавливаем себя в этом. Вроде как «он еще маленький».

И вот, спустя полгода, мама делится со мной успехами: «Олег!!!! Добрый вечер! Помню вы говорили, что лучше звонить, а не писать. Но меня распирает)))) а отвлекать от курса Вас не хочется. В общем, все о чем говорили по телефону…применяется очень легко! А вы всего лишь обратили моё внимание! Мне казалось,что я и так много рассказываю, но оказывается я рассказывала не то, что хотела, а то, что было нужно ( по моему мнению). А ныне))) я приобрела, если не собеседника, то очень благодарного слушателя!!!!! Я уже СТОЛЬКО рассказала!!! Даже про виды юридической ответственности! Так кайфанула)))) все думала, ну когда же смогу рассказывать о юриспруденции ему и как сделать так чтобы ему было интересно. А ему уже интересно ( а маму замучили перфекционизм))))). И про строение глаза, и про летучих мышей, про все о чем идёт разговор. Я включаюсь во все. Получаются не ответы на вопросы, получается разговор, пусть и с перевесом! На выходных супруг обеспечил огромный ( взрослый) стадион. Мальчики были в восторге!!! Гоняли каждый свой мяч. Сходили в иннопарк. Краски спрей ))))) измазались все))) и все вокруг в парке. Я вам потом ещё фото скину. Поняла, что на лекцию к Колмановскому для начала сходим с мужем вдвоём. 
Кстати, я напрягаюсь по поводу достаточно сурового общения папы и сына, но может у всех так, может я так воспринимаю….но я дала мужу прочитать ваше интервью для курса и…следующий день прошёл гораздо спокойнее))) теперь планирую показать прямой эфир. Ну а потом покажу четвёртый практикум.
СПАСИБО!
О! Я даже про трассологию ему рассказала. В универе очень любила криминалистика)))
Все в кучу написала))) иннопарк отдельно ….краски отдельно)))
И да! Список. В голове стал сам выстраиваться. Оказывается какое количество успеха я не замечаю! И сколько мелочей меня ещё напрягает. В скетчбук теперь две страницы не с рисунками а с записями)) 
Недавно захожу в комнату старший расположился на полу и лёжа на животе рисует/пишет ручкой в тетраде. ещё два дня назад я бы попросила ребёнка сесть…Пролегла рядом. Рисовали транспорт, я не дорисовывала он заканчивал, потом показала как срисовываю троллейбус))) и ретировалась, а ребёнок остался срисовывать трамвай. Помимо того, что он действительно работал исключительно кистью…так ведь это все ещё и заняло минут 40!!!!! На одно дело!!! Ура!»

В таких историях главное понимать, для чего мы поступаем так или иначе. Когда ребенку рассказывают о трасологии, то зачем? Мне кажется, что я догадываюсь, о чем это, хотя… Он точно знает уже больше меня, и при нашей встрече я непременно попрошу его мне рассказать. И мне действительно интересно, я буду внимательно слушать. Вы себе представляете картинку: «четырехлетка рассказывает дядьке с бородой, в которой уже много седых волос, что-то новое для него». Это потрясающая мотивация для ребенка. При общении с мамой важно не доскональное понимание материала. Не зачет же ему сдавать по предмету. Значение имеет сам факт общения. Ребенок получает столь необходимое ему продолжительное взаимодействие с родителем.

Чего мы совместными усилиями достигли уже сейчас? Ресурс у мамы вырос, у ребенка проснулся интерес, существенно увеличилось время удержания внимания. И главное – родители обрели понимание, в какую сторону двигаться.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.