От чего зависит форма головы у ребенка

Сразу нужно сказать, что в большинстве случаев форма головы не влияет на формирование функций и на развитие ребенка.

Существуют состояния, при которых форма черепа изменена — и это связано с серьезными проблемами. Как правило, такие состояния врачи не пропускают, и мы не будем о них говорить.

Во всех остальных случаях это в большей степени «косметическая» проблема. Форма черепа малыша постепенно изменяется и приходит в норму. Причина тому — особенность строения черепа у новорожденного ребенка. Кости черепа у младенца мягкие. Это прихоть природы и необходимость, так как во время прохождения через родовые пути череп сдавливается, и подвижность костей черепа играет большую роль в этом процессе. Для этого у нас при рождении есть все, например, роднички. Все это служит нам добрую службу во время родов, но может принести беспокойство в последующем.

Если ребенок часто находится в одном положении, то форма черепа у него может изменяться, так как происходит длительное давление на кости. Если ребенок много лежит на спине, у него может уплощаться затылок. При асимметрии мышечного тонуса у ребенка голова может быть повернута в одну сторону, и это тоже приводит к изменению формы черепа. Такое бывает при кривошее. Гематомы после родов также могут привести к изменению формы черепа.

Кривошея у ребенка

Если у ребенка кривошея, то тут нужно обращаться к специалистам: остеопату или массажисту. В этом случае рекомендуют часто менять позицию ребенка, чтобы он как можно меньше находился в одном положении.

В этом случае я могу дать несколько рекомендаций родителям.

  • Очень важно часто менять положение ребенка именно днем. Если вы решите заняться этим ночью, то это приведет к тому, что не выспитесь ни вы, ни ребенок.
    Ночь — это время для сна, а не для коррекции. Днем вы можете много носить ребенка на руках, и это уже является профилактикой.
    Чаще подносите ребенка к тем предметам, которыми он интересуется. Причем именно той стороной, в которую он с трудом поворачивает голову. Это будет самый эффективный способ.
    Помните, что когда ребенок находится у вас на руках, не бывает статики: ведь вы постоянно меняете положение ребенка, и именно так действовать рекомендуют специалисты.
  • Можно лежать с ребенком на боку. Если ребенок лежит на спине, то укладывайте его в свои руки так, чтобы голова находилось по средней линии — и ребенок смотрел вперед.
    Именно зрительная фиксация лучше всего учит ребенка удерживать голову по средней линии.
    Динамика, укладки в сочетании с массажем или остеопатическими манипуляциями дают хороший и быстрый результат.

Плоский затылок у ребенка

Уплощенный затылок чаще всего бывает у ребенка, когда он лежит часто на спине и опирается на заднюю часть головы. Такое часто бывает при повышенном тонусе мышц спины. Тогда происходит длительное и мощное давление на кости черепа, и затылок уплощается.

В данном случае рекомендации не отличаются от тех, что были даны выше при кривошее: массаж, остеопат и частая смена положения, которую проще всего обеспечить при ношении ребенка на руках.

Изменение формы черепа не оказывает влияния на развитие ребенка и формирование его мозга. Другое дело — привычка поворачивать голову. Ребенок развивается и учится фиксировать взгляд, а также дотягиваться до игрушек.

Влияет ли форма головы на общее развитие ребенка

Так вот, если он привык смотреть в одну сторону, то, скорее всего, он будет чаще использовать одну руку. У него возникнет привычка все делать с одной стороны. Эта особенность закрепляется в моторике и поведении ребенка. Все сенсорные системы «записывают» этот способ как правильный, и ребенок стремится в привычное положение.

Даже если родители справились с мышечными проблемами у младенца, то это не гарантирует, что он станет поворачивать голову в обе стороны.

Поэтому одновременно с укладками и массажем нужно еще и учить ребенка фиксировать взгляд.

Мало уложить ребенка на валики, важно еще, чтобы он проявил интерес к процессу и был активным. Тогда через некоторое время он будет самостоятельно менять положение, выбирать разные позы. Изначально это требует большего внимания со стороны взрослых, но потом дает отличные результаты: ребенок будет переворачиваться в обе стороны, симметрично ползать, ему будет проще осваивать все моторные навыки. Кстати, родителям не придется переживать об искривлении позвоночника в школьные годы.

Подводя итог, можно сказать, что измененная форма черепа ребенка — это симптом. Причину нужно выяснять и предпринимать действия, которые помогут ребенку.

Я рассмотрел только несколько причин, которые приводят к изменению формы черепа, но бывают и другие: рахит, эндокринные проблемы, генетические аномалии, обменные нарушения.

Во всех этих случаях нужно обращаться к врачам, и без медикаментозного сопровождения в большинстве случаев не обойтись. Возможно, понадобится сформировать особую диету для кормящей мамы. И в таких ситуациях я рекомендую прийти на прием к педиатру, который направит к нужному специалисту.

Статья опубликована на сайте letidor.ru>>Letidor.ru – онлайн-проект для современных и умных родителей с активной жизненной позицией.


Как молодым родителям не утонуть в потоке информации, а дать ребенку действительное важное? С заботой о родителях мы создали новый помощник - цикл мини-лекций для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное". Важное о ребенке с пеленок до детского сада, ответственно и с любовью. Вы узнаете подробно обо всех этапах развития ребенка от 0 до 3‑х лет, а также о возрастных проблемах и их решениях, чтобы малыш рос смышленым и счастливым.

⭐️ Рекомендации, советы, инструкции, лайфхаки и секреты, накопленные за 25 лет работы с детьми.
⭐️ Удобный формат мини-лекций: короткие видео + pdf файлы с основными тезисами.
⭐️ Обратная связь: онлайн-сессии вопрос-ответ + закрытая группа участников курса.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.