«Она еще НЕ ползает, но уже встает и пытается ходить»

Так мама определила цель моего визита. Задача ясна, но после 5 минут знакомства с 9-месячной принцессой стало понятно, что как раз о ползании мы будем говорить в самую последнюю очередь.

Для начала я начал изучать выписки: внутриутробная гипоксия, стимуляция родов и реанимация.

Что увидел я? В выписках написана абсолютная правда о сниженном тонусе, о слабой рефлекторной сфере и быстром истощении. Все это ребенок показывает до сих пор. Девочка недолго удерживает зрительную фиксацию, у нее слабая телесная чувствительность, и она не может одновременно смотреть и делать, точнее – может, но очень короткое время. Желания растут, а возможностей реализовать свои желания – нет! => девочка требует от мамы все сделать за нее.

Пример: если на ее пути есть препятствие, то она упирается в него и тычется несколько раз. Потом сильно возмущается и требует помощи от родителей. Не получается дотянуться до игрушки сразу – та же реакция. Если подождать и не помогать, то она просто переключается.

Постоянная ситуация нереализованности своих желаний или реализации их за счет других.

А нужно ли что-то делать вообще в такой ситуации? Ведь перерастает и научится, плакать перестанет. Это точно. Классу к пятому научится делать самостоятельно домашнее задание. После того, как вы просидите бесконечное число часов за спиной ребенка, постоянно говоря: «Не отвлекайся. Осталось два примера и одно слово написать. Не забудь отступить две клетки”.

Потребность ребенка в ходьбе вполне вписывается в общую картину состояния. Ей нужны ощущения, а получает она их только в тот момент, кода напрягается, сильно напрягается. Поэтому она и требует от родителей, чтобы ее водили за ручки. Это мощное напряжение всего тела дает ей возможность ощущать себя. Когда освоит ходьбу, то единственным способом остаться в ощущениях будет быстрое перемещение без удержания внимания. Привет, новый диагноз – состояние гиперактивности, дефицит внимания. Ребёнок семимильными шагами идет в гипермоторное поведение.

Удивительно, как роды отражаются на формировании восприятия и поведения ребенка. Как в родах ей не дали стать соучастником процесса, так в своей деятельности она постоянно просит помощи, постоянно ждет стимуляции. Практически не играет сама – ей все время нужно присутствие мамы. При первой же неудаче начинает возмущаться и просить решить «вопрос» за нее.

В традиционной схеме этому ребенку предлагают сделать детский массаж курсом, при котором ребенок из потока информации сам должен выбрать то, что ему полезно и ценно. На это уходит время и силы, а у ребенка в такой ситуации ресурс и так ограничен. Следовательно, количество курсов массажа будет больше двух, скорее всего – стресс ребенок переживет на фоне соматического срыва, и у него закрепится стойкое ощущение, что новое – это безумно тяжело и неприятно. Даже в том случае, если произойдет чудо, и ребенок справится с некоторыми трудностями, то это будет неприятный и долгий процесс.

Для активного или гиперактивного ребенка не бывает “специальных упражнений”. Я иду от того, что любит сам ребенок. Девочка любит играть в прятки, когда ее накрывают пеленкой. Оk, будем играть в прятки 🙂

Берем любимую игру в “куку” с пеленкой, но внутри своей головы ставим цель – нам нужно усилить ощущения тела и увеличить время удержания внимания (помним о низкой телесной чувствительности и малом времени удержания внимания). Вот пример нескольких упражнений:

✓ Можно обматывать руки (игра в мумию) и ноги ребёнка по отдельности и в её любимой игре нарабатывать чувствительность. Где у Маши ножка? Где у Маши ручка? Вот она!
Это не просто детский массаж с удержанием, которое ребенок может воспринять как принуждение – это игра;

✓ Как только она начнет быстро освобождать руку, можно начать прятать под пеленку игрушку на руке или ноге. Тогда она начнет работать второй рукой и обязательно смотреть. Для таких игр еще хорошо подходит простой медицинский бинт.

Лишь этими двумя простыми упражнениями мы решаем сразу несколько задач:

✪ увеличиваем время удержания внимания;
✪ нарабатываем двуручную деятельность;
✪ работаем с телесной и тактильной чувствительностью;
✪ увеличиваем тонус.

Я часто использую и другие инструменты: наклейки, фломастеры, печати, краски и скотч. Неизменным остается одно – интерес ребенка в комплексе с  пониманием, чего мы хотим добиться. Возможно, вы придумаете и более веселые упражнения для своего ребенка. Это не так сложно: нужно понаблюдать за ребёнком, за тем, что ему нравится делать, и использовать это для своих целей.

Пробуйте сами! Ищите, что “попрет” именно у вас.


🔹 Как правильно и гармонично развивать ребенка на каждом этапе взросления?
🔹 Как скомпенсировать родительские "косяки"?
🔹 Как справляться с разными состояниями ребенка: истерики, нежелание учиться и многое другое...
🔹 Правила эффективной мотивации и воспитание успешного ребенка.
🔹 Как научиться лучше понимать своего ребенка и выстроить с ним гармоничные отношения?

Об этом и многом другом я рассказываю на моем авторском онлайн-Практикуме "Секреты детства для счастливого будущего". Рассказываю о том, как устроен ребенок от 0 до 12 лет в связке "Тело-эмоции-психика". Ребенок - это целостное создание, где тело, эмоции и психика неразрывны.

"Я слушала практикум, когда дочь была 6тимесячной. каждая лекция впиталась целиком. Уже прошли 1,5 года я опираюсь на концепции развития, данные Олегом в работе даже со взрослыми. при том, что я психолог и теории разной и практики валом итак. Его подход прост и естественен и через пример с младенцем многое можно понять даже в бизнес ситуациях"

До 16 октября открыта ранняя регистрация со скидкой 40% и видео-бонусом "Откаты в развитии ребенка". Возможна рассрочка и скидка многодетным.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.