Не переворачивается / не сидит / не ходит по возрасту

Развитие ребенка похоже на «дикий состав». Количество вагонов и варианты сцепок бесконечны. Они последовательны, и всегда есть локомотив.

  • Что развивает ребенка – кто локомотив? 
  • Если ли возможность поменять вагоны местами?
  • Что будет происходить, если один из вагонов перегружен, а другой пустой?

На все эти вопросы я отвечаю на консультациях. Именно о вашем ребенке.

Приведу пример по запросу «ребенку уже X месяцев, а он не переворачивается / не сидит / не ходит».

Как обычно решается вопрос? Массажем ребенку.

Еще раз: как реабилитолог, массажист и кинезотерапевт я к массажу отношусь с большим уважением. Это серьезная процедура, рекомендовать ее каждому ребенку для меня равнозначно назначению каждому ребенку по возрасту пропить курс сильного препарата или проделать курс уколов.

Детского массажа «общего» не бывает. Укрепляющего – тоже не бывает. Ни в 3, ни в 6, ни в 9 месяцев.

Из недавних консультаций: два ребенка 4-х месяцев. Близнецы. Один переворачивается, другая – не очень. Сразу можно замести под стол внешний фактор – они находятся в одинаковых условиях, и общаются с ними одни и те же люди. Совершенно нормально, когда два человека не похожи друг на друга, но в данном случае разница выразительная.

Продолжая аналогию с составом можно определить локомотивом интерес ребенка к внешнему миру и желание общаться. Локомотив прогрет, и двигатель работает исправно. Но есть вопрос к первому вагону – зрительная фиксация. У девочки (не переворачивается) фиксация недостаточная по времени, и есть легкое косоглазие. Ребенок видит два изображения и постоянно крутит головой, чтобы соединить эти изображения. Попробуйте отвести один глаз у себя пальцем в сторону и увидеть два изображения. Тяжело. Это и является блоком для того, чтобы состав тронулся с места.

Причина найдена. Теперь нужно придумать способ помощи ребенку. Он тоже найден.

Упражнение ПЕРВОЕ. Удерживаем руки ребенка перед лицом, достаточно ощутимо сжимая их. Он немного напрягается, и у него появляется возможность смотреть двумя глазами одновременно длительное время. С помощью этого упражнения научаем ребенка смотреть двумя глазами и удерживать взор.

ВТОРОЕ: такая работа глаз и особенности работы мозга (в той или иной степени они есть у всех, это вариант нормы) привели к тому, что в момент фиксации ребенок уводит одну руку за спину. Упражнение готово: смотреть на обе руки и делать это любыми способами. Держать самому и с помощью игрушки. Цель одна – ребенку нужно научиться смотреть на свои руки минимум 15 секунд подряд.

Поделали так и в конце занятия перевернулась. Теперь еще несколько дней отработки самими родителями – и переворот закрепится.

Лично для меня самый важный в этой истории не переворот ребенка. Важно убрать косоглазие.

Тревога родителей была связана именно с переворотом, но на самом деле всплыл важный фактор – легкое косоглазие и связанная с этим особенность работы мозга. Поправят, и в будущем это даст возможность играть, писать, читать и общаться без напряжения, т. е без срывов здоровья, лишних истерик и т. д.

Интересно, как с задачей наладить зрительную фиксацию и компенсировать косоглазие справился бы детский массаж? Очевидно, что никак.

Мама отписалась на следующий день:

«Олег, я вам так благодарна! Вспоминаю вас целый день ))) хотя ощущение, что прошло несколько недель, столько всего, что до меня так долго ехало, дошло. Сколько выходов у меня и моих малышей появилось!!! Это Чудо)»


🐣 Бережный подход к детям, уважение к малышам, признание безграничной ценности детского "Я САМ", а также многолетняя практика работы с детьми и родителями и опыт многодетного отца легли в основу нового авторского цикла мини-лекций Олега Леонкина для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн- азбука. Действительно важное".

📚 Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.