Гиперактивный ребенок
О гиперактивности у детей говорят много. Говорят специалисты, воспитатели, учителя и родители. Это не дань моде и даже не желание заработать (хотя и это тоже присутствует) – это необходимость. Гиперактивных детей становится все больше и больше. Часть детей справляются с таким состоянием. Сами или с помощью родителей и специалистов. У другой части детей их особенности закрепляются в поведении, способе познания мира, и возникают проблемы: их не желают видеть в детских садах, переводят на индивидуальное обучение в школах. Они не удерживаются в секциях и кружках. Это не значит, что ребенок не хочет – он не может, с ним не могут справиться, и социум выжимает таких детей.
При этом специалисты говорят, что чем раньше получится определить проблему гиперактивности, тем проще с ней справиться. Пока особенности ребенка не закрепились в поведении и способах общения. Это правда.
У каждого родителя возникают вопросы: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ? В ЧЕМ ПРИЧИНА?
Далее по списку:
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ?
Может ли родитель без специального образования и навыков справиться с этой задачей? Может. Уже с самого рождения родитель может почувствовать и определить первые признаки состояния ребенка, которые в последствии могут привести к гиперактивности.
- Ребенок плохо засыпает и плохо спит.
- Вам неудобно, когда ребенок у вас на руках. Ощущение, что ребенок не может найти комфортное положение, и вы оба не можете расслабиться. И это не иногда, а очень часто. Внутренне кажется, что постоянно.
- Ребенок не фиксирует взгляд в 2-3 месяца после рождения. Не разглядывает, а как бы смотрит сразу везде. Видит все.
- Ребенок быстрее сверстников осваивает моторные навыки. В моей практики были случаи, когда ребенок в 7 месяцев начинал ходить. При этом родители ничего не делают для такого ускорения. Это радует их – чемпион. Но может являться и поводом для обращения внимания.
- Сильно выраженные реакции ребенка на звук, свет, прикосновения. И это тоже не иногда, а очень часто.
После года все становится более очевидно. Ребенок активен, постоянно хочет добраться, залезть, достать, но в отличии от просто активного ребенка, достав, не концентрирует внимание на объекте, а очень быстро теряет к нему интерес. Ищет и находит новую цель. Это похоже на поведение человека, который пылесосит комнату.
После трех лет ребенок активно общается со сверстниками. У гиперактивного ребенка в общении возникают трудности. У такого ребенка не получается играть, соблюдать правила игры, ему тяжело ждать. Короткие моменты радости родители испытывают, когда дети начинают играть в догонялки. Их ребенок в этом самый успешный, но часто, догнав, не просто салит, а с силой толкает другого ребенка. В зависимости от выраженности проблемы в три года родители уже не просто ощущают, а четко знают о проблеме.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ?
В самом раннем возрасте, как только вы почувствовали, что поведение и состояние ребенка похожи на описанные выше – обратитесь к массажисту.
Внимание! Самая распространенная ошибка в проведении детского массажа в этой ситуации – это массаж для снижения тонуса. Бытует мнение, что гиперактивные дети имеют повышенный тонус. На самом деле: дети, предрасположенные к гиперактивности, имеют пониженный тонус, и во время массажа им нужно тонус повышать. Делать глубокий массаж и через повышение мышечного тонуса приводить к тонусу нормальному .
Не согласны? Тогда попробуйте напрячь одну руку. Настолько сильно, как только сможете. А теперь, не расслабляя руки, активно подвигайте ею. Я знаю, не получилось. Получились медленные, скованные движения. Гипертонус, напряженность, скованность – это антиподы гиперактивности.
Вы не обратили внимание на особенности движений у своего ребенка до года. Привыкли. Научились с этим жить. Что делать в этом случае? Ребенок уже активно двигается и разбирает квартиру на пазлы, которые вы ежедневно собираете по ночам.
Для подрощенных детей:
- Используйте интересы ребенка и….. ЕСТЕСТВЕННО ПРИТОРМАЖИВАЙТЕ. Любит играть в мяч, катать машинки, разбрасывать игрушки? Покупайте большие игрушки, большие мячи, большие машинки. Объем игрушек и их тяжесть будут совершенно естественно останавливать ребенка и нарабатывать пластичность движений. Подаете ребенку игрушку – не давайте в руки. Пусть потянется за игрушкой. Поставьте предметы, которыми ребенок часто интересуется выше, чтобы ребенок за ними тянулся. Это тоже будет притормаживать ребенка, делать движения более произвольными.
- Фокусируйте ИНТЕРЕС РЕБЕНКА НА САМОМ СЕБЕ. Научится обращать внимание на себя – научится обращать внимание на окружающий мир и рассматривать его не в полете и прыжке. Одевайте ребенка “не правильно”. Один носок, девочкам – один хвостик с одной стороны. Оденьте ребенка не симметрично. Он обязательно обратит на это внимание. Надеваете футболку – не до конца и начинайте надевать колготки. Тоже не до конца, а потом завершите с футболкой.
- Тренируйте произВОЛЬность действия (от слова ВОЛЯ). Обычно такие дети любят переносить тяжести. Налейте в пластиковую литровую бутылку воды – половину. Когда ребенок будет ее нести, то перемещение воды в бутылке станет постоянно мешать ее удерживать.
Создавайте небольшой дискомфорт ребенку, но не переусердствуйте. Медленно и постепенно. Важно не довести ребенка до эмоционального срыва. Это еще одно проявление у гиперативных детей – гиперэмоциональность.
Изобретайте и придумывайте. Любит залезать в комод – заклейте ящик скотчем молярным или цветным. Но обязательно оставьте язычок, чтобы ребенок мог за него оторвать скотч.
Важно всеми правдами и неправдами, с помощью нестандартных решений привлечь внимание ребенка. Похожие упражнения можно использовать с детьми и старше трех лет. Могут поменяться игрушки и интересы ребенка.
В чуть более старшем возрасте можно привлекать ребенка поливать из лейки (большой) на огороде. Дать ему ответственную работу по поливу газона из шланга, как взрослому. Разрешите поставить кастрюлю с супом в холодильник. Только не забудьте перед этим накормить ребенка и поесть сами. На всякий случай. Папа переживет.
В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИПЕРАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ У РЕБЕНКА?
Поощряйте любую полезную и нужную работу по дому – КАК ВЗРОСЛЫЙ. Только не надо обязывать ребенка выполнять определенную работу постоянно. Это не по возрасту и очень тяжело для любого ребенка. Такие приемы можно будет использовать со школьником.
В сети, литературе и от специалистов можно часто услышать определенный набор причин состояния гиперактивности ребенка:
Протекание беременности:
- стрессы;
- гипоксия плода.
В родах:
- угроза прерывания беременности;
- недоношенность;
- стимуляция родов;
- затяжные роды.
Семейные факторы:
- общение в семье – конфликты, запреты, чрезмерный контроль.
Я полностью согласен с перечисленным списком причин. Они действительно могут вызывать состояние гиперактивности у ребенка. Но есть несколько «НО». Первое – за исключением семейных факторов, ни на одну из причин невозможно повлиять. Второе – ровно те же причины являются причинами возникновения других состояний у детей. Состояний прямо противоположных гиперактивности: ДЦП, парезы, задержки моторного и речевого развития.
Это приводит к одному выводу: существуют состояния ребенка, которые приводят к гиперактивности. Все эти причины могут вызвать эти состояния. Я условно делю эти состояния на два вида: внутренние и внешние. Сейчас поясню, что я имею в виду.
Внутренние –это особенности регуляции тонуса. У гиперактивных детей тонус снижен. Именно поэтому их движения резки, и часто они прикладывают силу большую, чем необходимо. Мы так делаем, кода нам нужно сдвинуть тяжелый предмет. Совершаем рывок. Ребенок в гипотонусе, для того чтобы совершить движение, достает себя из гипотонуса. Совершает рывок. Чтобы удерживать себя в равновесии – постоянно двигается. Это отдаленно похоже на поведение пьяного человека, который для удержания равновесия вынужден постоянно двигаться.
Внешние – это особенности работы сенсорных систем. Чаще всего причиной являются особенности зрительного восприятия. Случается так, что для изучения пространства, предметов ребенку нужно подойти близко. Только в этом случает он получает правильную информацию. Если ребенку с такими особенностями нужно изучить комнату, то он вынужден всю ее обойти и не по одному разу. Он начинает бегать в новом помещении, на игровой площадке. И пока не изучит все, не остановится. Такие дети часто дома ведут себя спокойно, а когда приходят в новое помещение, то становятся гиперактивными. Таких детей часто воспринимают как агрессивных. Но они просто близко подходят к другому ребенку, что может ему не нравиться. Он или отталкивает, или отходит. Если отталкивает, то возникает конфликт. Если отходит, то начинаются догонялки и попытки удержать «беглеца». Такое поведение закрепляется и часто становится основным при знакомстве.
Родителям важны не только маркеры, по которым они начнут понимать, что пора идти к специалисту, но и маркеры, которые помогут разобраться к КАКОМУ: неврологу/ кинезотерапевту/ массажисту/ психологу…
Разные причины состояния гиперактивности у ребенка подразумевают, что разные специалисты берут на себя ведущие роли.
Любому родителю хочется видеть своего ребенка успешным в общении, в учебе и работе, счастливым в семье. Воспитывать ребенка с чрезмерной активностью - нелегко, и не важно есть ли у него “диагноз” СДВГ или нет.
🚩 Узнать подробнее о том, как направить энергию живчика в нужное русло, об инструментах улучшения ситуации, которые может использовать любой родитель, вы можете на авторском онлайн-цикле Олега Леонкина «Активные и ГИПЕРактивные дети». Этот цикл не про диагнозы, а состояние ребенка и наработку нужных навыков для улучшения ситуации.
Обратите внимание на пакет "Живчики new", куда курс про гиперактивность входит месте с онлайн-курсом "Сенсорная интеграция. Развитие, обучение, игра", - так еще полезнее и выгоднее.
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.