Дети-торопыги и «привычка справляться»
Человек родился на седьмом месяце беременности. Для мамы было важно определиться с теми назначениями, которые она получила в поликлинике. Уже предложили делать массаж ребенку для снижения мышечного тонуса и коррекции асимметрии.
Первый раз мы встретились, когда ребенку было две недели. Маленький, но уже с большим характером человек.
Асимметрия действительно была, но мышечный тонус ребенка был И ТАК СНИЖЕН. Частая ситуация в поликлинике: ребенку ошибочно ставят гипертонус мышц, так как на приеме у невролога он сильно напрягается из-за беспокойства, а в покое его мышечный тонус, как раз наоборот, может быть сильно снижен.
Стул нерегулярный. Кожные покровы то фиолетовые, то розовые, и все это происходит за секунды. Все говорит о незрелости систем.
При недоношенности такое часто встречается, и ребенку нужно дать время дозреть. ОБЩИЕ рекомендации следующие:
- В такой ситуации лучшее, что могут сделать родители для мышечного тонуса ребенка – это не спускать недоношенного ребенка с рук, особенно первые три месяца. Если можно так сказать, то это своего рода продление беременности. Конечно ребенок «есть». Он ощущает мир сам, целиком, и нет возможности закрыться. Частично такой возможностью может быть нахождение на руках у матери. Настолько много, насколько это возможно для мамы.
Носить на руках нужно для того, что ребенок выстроил свою тоническую среду. Находясь в утробе матери, он научается реагировать на раздражители, но делает это в основном на биохимическом уровне. В большей степени он понимает, страшно или не страшно, хорошо или не хорошо по изменению химии матери. После рождения ребенок не только не теряет навык считывать состояние матери, но и приобретает возможность ощущать телом эти реакции. Он уже умеет видеть, слышать, ощущать. Постепенно он научается выстраивать свои реакции по подобию материнских.
Если не носят на руках, то ребенок научается плаванию по бразильской системе: кинули в воду и отплыли на лодке посмотреть – выплывет или не выплывет. - Очень внимательно отнестись к рекомендациям «общего укрепляющего детского массажа».
Если недоношенному ребенку начинают делать массаж в то время, когда он еще налаживает работу своих внутренних систем, то это отвлекает его от главного: внутренней настройки. Он начинает реагировать на внешние раздражители. Разумно заметить, что мать со своим массажем тоже «отвлекает» своего ребенка в этом примере. Я его рекомендовал в данном случае. Но массаж был назначен не общий, а только тот, который помогает ребенку стимулировать моторику кишечника – сегментарный массаж.
Также я убедил маму, что им не нужно приглашать меня для массажа, а надо никого к ребенку не подпускать чужого до трех месяцев. Не подпускать по двум причинам. Первая – никто, кроме матери, не сможет делать столько, сколько нужно. Несколько минут, но часто. Вторая – может получиться так, что я дам ребенку поддержку, которая ему нужна. Я и другой специалист можем это сделать так, как не сможет повторить мать. Нас этому учили. Но! Если это курсовой детский массаж, то ребенок привыкнет к моей поддержке, такое возможно. Что тогда делать матери? Ребёнок будет просить и не получать. Это серьезный дискомфорт для обоих. Поэтому важнее это сделать постепенно и руками матери. После трех месяцев ребенок уже сделает большую работу по формированию своих реакций, и тогда специалист будет важен и нужен. Конечно, я не говорю о ситуациях связанных с угрозой жизни и здоровью. - Стимулировать рефлексы перед кормлением.
- Общаться с ребенком: близко, лицо в лицо, класть его руки на свое лицо. Это также поможет в дальнейшем обучиться перевороту. Это очень важно, так как ребёнок, который справился с определенными трудностями, приобретает этот навык навсегда.
К чему это я? ЕСЛИ БЫ в самом начале мы не дали ребенку возможности самостоятельно! включить все системы обеспечения, пришлось бы значительно дольше справляться с особенностями восприятия ребенка, его реакциями. Они были бы генерализованными. Именно такими, какими были его реакции в первые дни жизни: выгибанием при любой попытке совершить движение, мощным напряжением на всякое раздражение, резкой сменой настроения и истериками.
Я с таким часто встречаюсь в своей практике. Изменить ситуацию возможно и потом, но это требует совершенно других усилий и большего времени.
Дальнейшее наше общение было направлено на гармоничное развитие ребенка. Если делаю, то с целью. Мы встречались в 3, 5, 9 мес. Были определённые сложности, но в целом парень справляется очень хорошо. Живчик такой. Догнал отставание в моторном развитии, очень общительный и интересующийся молодой человек, хорошо набирает вес – «мужчина в полном расцвете сил». Конечно, остаются еще вопросы, которые нужно продолжать решать. Есть вопросы к тонусу. Мышечный тонус ребенка остается немного сниженным, немного вальяжным. Некоторое время были отставания в моторике, потом очень быстро догнал. Более быстрое освоение моторных навыков отразилось на ощущении себя в пространстве. Но это решаемо. Главное, что у него теперь есть ресурс и «привычка справляться».
Первый год жизни малыша - это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.
Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн-азбука. Действительно важное".
Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить ничего важного и интересного
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.