День 3. Часть 2
Подождала до крайнего срока нормы, ребенок в 9 месяцев не пополз и не сел. Если целенаправленно поворачивать на живот - лежит совсем немного?
Значит, надо помогать. А выход какой? Сейчас объясню, почему надо помогать. Такая обратная история с плаванием. Помогать нужно потому, что есть сенситивные периоды у ребенка, когда мозг ребенка воспринимает определенную информацию. Когда он готов к этому. И в 9 месяцев ребенок готов к изучению окружающего мира, набирает информацию качественно: он все ощупывает, засовывает в рот, это мягкое, это круглое, это квадратное, это катается, это громыхает… он это изучает. И в данном случае моторика, это не столько моторика, сколько средство для развития психического. И если ребенок, с точки зрения моторики, обижен, то он обижен и с точки зрения психического развития. По крайней мере, самостоятельно. Да вы можете быть очень активны, но вы вынуждены быть привязаны к ребенку. Он сам этого не делает, это еще такой поведенческий стереотип закрепляется. “Мне интересно, то что мне дают” или “Вы мне должны принести”, “Вы мне должны создать условие”. Поэтому у вас нет выбора, надо стимулировать ребенка. И не столько ради того, чтобы научился ползти и сидеть, сколько для того, чтобы ребенок сам изучал этот мир, и познавательную активность свою развивал. Вот цель. В данном случае это можно еще сравнить с такой общечеловеческой историей. Есть один человек, который много путешествует и он про мир знает, есть люди, которые практически все страны мира посетили. А есть люди, которые не очень много путешествуют. Ну понятно, что у того, кто много путешествует, представление о мире будет более широким и полным, чем у того, кто условно сидит на одном месте. Только это не говорит об их потенциальном интеллектуальном. Это говорит об их опыте, который они получили. И в данном случае я не говорю о потенциале вашего ребенка, я говорю о том, что если он не путешествует, то он о мире будет знать значительно меньше, чем тот, кто путешествует. Надо путешествовать. Сначала по квартире, потом на улице, а потом по миру. Вот для чего нужно моторное развитие. У вас нет выхода - надо стимулировать.
Первая обувь, без обуви или как раньше в сандалях фиксирующих пятку?
По-разному, и в первой обуви, и без обуви, и с сандалиями, и без сандалей и в мягких резиновых носках - и вообще как угодно. Чем больше разницы, тем больше ребенок готов. Обувь, если объективно говорить, нужна только для того, чтобы ребенок научился в ней ходить и не падал в ней на улице. Потому что все равно механика меняется. А дома проще этому обучить. А так, с точки зрения стопы, динамика помогает разная - разные поверхности, разная обувь, разные носки, разный вид деятельности (здесь полез, здесь залез, здесь оттолкнулся, здесь по дивану походил) - это все и развивает стопу.
Нужно ли делать массаж малышу и со скольких месяцев?
По показаниям делается массаж, в тот момент, когда наступает показание. Вот в данном случае, когда я отвечал по поводу ребенка 9 месяцев, который не пополз - это уже прямое показание и объяснил почему. А вот 3-6-9 не очень понимаю зачем. Если ребенок сам все делает… Я могу сказать, что из моих детей только старшему делали массаж, но я тогда еще молодой был. У него было 3-4 сеанса массажа. Все остальные дети мои не получали массаж.
Слинг - действительно ли он не вредит ребенку?
Ребенку ничего не вредит, если есть постоянная динамика. Ребенку вредит статичное положение. Вы все время отключаетесь от еще одного показателя - временного измерения. Давайте про такие к примеру вещи: горячий утюг вредит? Думаю, что да. При этом помните, как раньше проверяли? Быстренько дотронулись пальцем и ожога не было, потому что не держали там палец. А к тому же самому утюгу прислонить и подержать палец - будет неприятно. Вот ровно точно также и со всем остальным. Можно и до горячего утюга дотронуться, только не лежать на нем, тогда не будет вреда. А можно самую приятную вещь без удержу делать и будет вред.
Нужно ли выкладывать малышей на живот, ведь они же не сами перевернулись?
Хороший вопрос - два неправильных утверждения в одном вопросе. Я не говорю о том, что вы их сказали, я говорю о том, что они (заблуждения) существуют. Первое - о том, что нужно детей выкладывать на живот. И прям надо делать это раньше-раньше-раньше. Бред, потом получаются такие вопросы, что ребенок очень не любит лежать на животе. Выкладывать ребенка на живот нужно тогда, когда ребенок научился соединять руки перед собой. Они у него из такого положения, как дети обычно лежат, приходят сюда, и тогда, лежа на животе, он может на них опираться. И тогда он готов опираться и не выгнутым лежать, как корыто или самолетиком, с руками расставленными назад, а опираться на свои руки. И вот тогда можно ребенка выкладывать на живот. А вот по поводу того, что сам или не сам перевернулся, это как по поводу сидеть. “А что мне там делать, если я там не был - мне там не интересно”. Поэтому для того, чтобы уметь переворачиваться, нужно уже уметь лежать на животе. Только выкладывать нужно не с рождения, а когда ребенок умеет перед собой руками работать. А вот когда говорят “надо выкладывать” или “выкладывать потом, когда уже сам научился переворачиваться” и то и другое неправильная установка.
Сегодня, подводя итог, что получилось сделать по крайней мере донести с массажам, с гимнастикой, со стимуляцией - когда это нужно делать, и на примере плавания и ребенка, которому 9 месяцев и он не пополз, когда и зачем нужно корректировать - удалось много поговорить. По поводу сна основополагающие вещи - это с физиологией разобраться (здоров/нездоров) и важно все-таки - не надо обучать ночью. Ночью надо спать, поэтому как получается спать, так и правильно. А вот чтобы эту ситуацию поменять - этим занимаются днем. Надо понять в чем причина, изначально убрать ситуацию со здоровьем, а потом разбираться более предметно, но к сожалению без специалистов не обойтись. Но, по крайней мере, у вас будет устойчивое понимание, что спите вы правильно, потому что спите. Дальше будем перезагружаться, а я пойду переделывать чуть-чуть ролик заключительный, в котором тоже попробую некоторые блоки снять - у вас, у меня, у всех, чтобы резкость наводилась и не быть в подвешенном состоянии, но стоять на двух ногах в жесткой опоре!