День 2
Сегодня мы с вами поговорим о том самом ускорении и необходимости создавать из ребенка гения. Я думаю, что по первому нашему дню вы уже поняли, что можно создавать гения - чем меньше влезая, тем больше подготавливая почву. Но вот возникает вопрос: нужно ускорять ребенка или не нужно ускорять ребенка. Вообще насколько это важно или не важно? Какие последствия, если мы ускоряем и какие последствия, если ребенок опаздывает? Как найти эту золотую середину - об этом мы и поговорим.
Часто у родителей есть обеспокоенность, насколько важно быстрее, выше, сильнее или у каждого свое время? Мы сразу получаем безумное количество предложений по детскому массажу, гимнастике, ускоряющему развитие, способствующим моторному развитию, обучающих ребенка определенным моторным навыкам. И я очень часто слышу от родителей, что после массажа прям “стартанул”. Я не говорю хорошо это или плохо. Вопрос в том, когда это произошло.
На самом деле есть два момента, когда ребенка нужно стимулировать. Первый - это серьезный выход за границу норм развития. Условно говоря, больше месяца. Если ребенку 5 месяцев, а он еще не переворачивается со спину на живот, значит уже нужно помогать. Не справляется - это уже понятно и нужно помогать. Помогать не для того, чтобы освоить этот навык. А понимать, что не освоив этот навык, ребенок получает достаточно мощное ограничение в самостоятельном познании мира. Т.е. мы его лишаем не моторного навыка переворота или ползания. Мы не даем таким способом ребенку осваивать мир. В данном случае, если время прошло, то тогда мы помогаем и ускоряем ребенка. В противном случае, как я говорил в прошлом ролике, мы создаем условия и максимально мотивируем ребенка на то, чтоб он самостоятельно придумывал, как ему справиться с этим. Поэтому говорить, что ускорять нельзя - это неправда. Ускорять не только можно, но и в определенных ситуациях - нужно. Первый вариант - это отставание от тех усредненных норм развития. Все эти нормы есть в табличке. Есть ВОЗ. Все эти нормы доступны и их можно посмотреть.
Есть второй вариант, когда во-первых радуются тому, что ребенок делает раньше. И на самом деле нужно сказать, что это серьезный повод озаботиться, если ребенок очень серьезно опережает моторное развитие. Например, я знаю детей, которые в 7 месяцев уже вставали и пытались ходить. Это достаточно серьезно. По факту на полжизни. Например, до 2х месяцев ребенок занят формированием внутренних сред, он спит ест, какает. А тут ему 7 месяцев прошло… А в норме он должен пойти через 5. По сути он в два раза опережает развитие. Это серьезное опережение. И это в большей степени настораживает, чем радует. Прям такой спортсмен. Но нужно понимать, что ребенок так ведет себя, если у него есть потребность. И как правило это потребность в мощных ощущениях. И когда ребенок осваивает новое, он получает эти мощные ощущения. И он как бы сам, внутренне себя подгоняет. На это тоже нужно обращать внимание, когда вы ничего не делаете, а ребенок просто, как на дрожжах, растет. Поднимается как тесто. На это нужно обратить внимание. Нужно посмотреть на ребенка пристальнее и обратиться к специалисту.
Но есть еще вариант, когда нужно ускорять ребенка. И выглядит этот вариант приблизительно так: ребенок очень хочет, но не получается. Вот вы создавали ему эту мотивирующую среду и ребенок мотивирован. Но у него происходит затык. Что-то не получается, что-то не соединяется. Он пробует, пробует, пробует… и в результате возникают эмоциональные срывы. “Я так стараюсь, но у меня не получается”. И в данном случае, я могу вам сказать, что поскольку моторика на самом деле обеспечивает психическое развитие, а здесь не случается… То в этом случае, даже если это раньше сроков, в этом случае можно ускорять моторное развитие ребенка. Потому что важнее эмоциональная устойчивость, завершенность, умение ребенка добиваться результата. И если ребенок очень хочет, но не получается, то у нас, по сути дела, не остается выбора. Вплоть до того, что опережение с пропуском определенных этапов, чтобы потом скомпенсировать эти пропуски. По сути дела, ребенок диктует нам эти сроки и мы не можем на них не ориентироваться, если мы сохраняем идею о том, что моторное развитие - это про ум, про навыки, про построение личности. Тогда мы вынуждены ускорять. Во всех остальных случаях, этот “спорт” не нужен совсем. Имея ввиду две точки: ребенок очень требует и ребенок замедлился. Только в этих ситуациях мы будем ускорять моторное развитие.
Поэтому сказать, что у каждого свой темп в целом правильно, но где-то на серединку, до определенного момента - у каждого свой темп. Мне очень хочется, чтобы вы не фанатично находились на какой-то одной позиции. А чтобы вы из каждой позиции брали разумное зерно и соединяли позиции. Я не могу сказать : “Нет, не нужно помогать ребенку, он все сам. У каждого свой темп развития.” Но тогда я должен взять на себя ответственность, что если я принимаю такую позицию, то я возможно лишаю ребенка каких-то возможностей. Самостоятельное освоение мира в тот период, когда его мозг сенситивно уже к этому готов. А я не даю эту возможность. Очень хочется, чтобы вы это понимали и из этих позиций брали разумное зерно. Понимали, что конкретно нужно вашему ребенку.
Поэтому нормы моторного развития нужно знать обязательно. Нужно сравнивать своего ребенка с другими, для того чтобы понимать его развитие. Есть усредненная норма. Ребенок находится среди 5-6 своих сверстников, хотите вы или не хотите - вы сравниваете и это хороший инструмент. Который помогает вам определиться, что вот в этом мой ребенок немножечко не дотягивает. Во-первых, в чем не дотягивает. Во-вторых, что вы можете с этим сделать. И нужно делать или нет. Это еще одна такая установка: нельзя сравнивать, которая абсолютно ложная.
Если вы понимаете вот эти разумные, на мой взгляд, вещи, о том, что да, ребенку нужно помогать. Но лучше помогать, заинтересовывая его а не крутя, чтобы он становился, условно говоря, целостной личностью. То тогда у вас возникает вопрос: а если нужно помочь, то как? Если нужно помочь спокойно, нежно, как это сделать? Как сделать так, чтобы ребенок вытянул руку вперед, выдвинул ногу вперед? Совершил какое-то определенное действие? Я ваш скажу одну фишечку. Это фишка "от противного". Мы все немного противные. Если вы подойдете к любому человеку и попросите его выставить руку вперед, начнете его толкать, он начнет вам сопротивляться. Абсолютно рефлекторно оказывать это содействие. Сколько лет этому ребенку, человеку - не важно. Он все равно начнет это делать. Это первая рефлекторная реакция, которую мы выполняем на какое-то предложение, если мы к этому не готовы. Мастера Айкидо очень долго учатся не сопротивляться, а сопровождать. Этому долго учатся, потому что это противоестественно нашей внутренней природе. Если вы хотите, чтобы ребенок согнул руку, то нужно потянуть и тогда он скажет: “Отдай”. Если вы хотите, чтобы ребенок выпрямил руку, то ее нужно согнуть. Классно использовать этот момент, когда вы раздеваете или одеваете ребенка. Потянули за рукав, рука тоже потянулась, ребенок начинает тащить руку, вы придерживаете рукав, и он вынимает руку самостоятельно. При этом происходят все ощущения. Он тот навык выполняет не специально, но он его прочувствывает. И в конечном счете, начинает его использовать. Если вы хотите, чтобы ребенок выставил ногу вперед, вы тоже отводите ее назад. И он на сопротивлении начинает выдвигать ее вперед. Иногда нужно подождать. Помните, я вам в первом ролике говорил, что мы не привыкли ждать. Иногда приходится подождать 4-5 секунд для того, чтобы ребенок начал выполнять это действие. Но если вы повторите его несколько раз, то с каждым разом оно будет становиться быстрее и быстрее. И вот эта вот волшебная кнопка “от противного” срабатывает в большинстве случаев. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок выполнил какое-то действие, нужно выполнить контрдействие. Причем достаточно просто одним пальцем подвинуть, не выполняя никаких безумных массажных движений, гимнастики и остальных вещей. Но для этого нужно понимать, какое конкретное действие нужно здесь и сейчас сделать. Встает ребенок на четвереньки, не дотягивает ногу чуть-чуть, чтобы встать хорошо - чуть-чуть потянули назад, и ребенок ее на сопротивлении будет напрягать сильнее, тогда нога пойдет вперед в нужный момент. А это закрепляется в мозге. И эта помощь, о которой мы говорили, может быть достаточно нежной, щадящей, ненавязчивой и не мешающей ребенку.
Кроме этого, есть еще одна особенность, та же самая кнопка “от противного” - если мы хотим с ребенком совершить какое-то действие и тащим его, то он сопротивляется. И в конечном счете, он напрягает не те мышцы, которые нужны для выполнения этого действия, а прямо противоположные. И тогда нам нужно или ускорить свое действие, чтобы не успевал, или отказаться от него. Поэтому вы зачастую видите, что массажисты делают очень быстро, чтобы ребенок не успел включиться, а перешел в общее напряжение. И, в конечном счете, постепенно снижается темп, и ребенок пытается что-то понять и как-то среагировать. Для меня это неприемлемый вариант, я люблю от противного, потому что ленивый. А это очень ленивый способ и очень действенный. И большими буквами написано : Я САМ, относительно ребенка. Он сам, он самостоятельно это сделал. Для меня это очень важный багаж, который я могу подарить ребенку, таким простым способом общаясь с ним.