День 1
Мы живем в сумасшедшем мире с точки зрения темпа, и в сумасшедшем мире с точки зрения потока информации, и это накладывает на нас отпечаток. Мы привыкли быстрее, сейчас, сразу, как можно более эффективно сделать одно, второе и третье. Мы даже в туалет дома входим (я показывал одной маме, как она входит в туалет), как в уходящий вагон в метро. Очен быстро, очень резко и мы этого не замечаем. Это накладывает отпечаток и на наш образ мышления и даже на наши эмоциональные реакции, и соответственно хотим мы это или не хотим, мы переносим такой наш образ мышления на ребенка. По сути дела, в этом безумном темпе, в этом бешеном ритме, в этом огромной объеме информации, мы разучились делать одно - мы абсолютно разучились ждать. А это очень важно с точки зрения формирования навыков у ребенка. Это то, чему нам заново нужно сейчас учиться.
Исходя из этого, сформировались некоторые мифы о развитии ребенка до года. Первый миф - это о сроках развития ребенка до года, о том что нужно все четко, а лучше еще быстрее. Потому что если быстрее, то значит здоровее. Если быстрее, то значит ребенок более успешен. На самом деле, это все не совсем так, и даже совсем не так - потому что быстрее не значит лучше. Важно не когда, а очень важно - как. Для этого нужно понимать, что моторное развитие - это вообще не цель. То что моторное развитие каким-то образом стало целью, в этом нет нашей вины, нет вины специалистов - это вот так случилось. Потому что моторное развитие - это очень хороший яркий маркер, который виден не только специалисту, но видно и любому родителю. Ребенок перевернулся, а до этого не переворачивался. Ребенок встал на четвереньки, а до этого не вставал, пополз, встал, пошел, сел - все это достаточно яркие моторные навыки, которые легко заметить. Значительно сложнее заметить расширение зрительного пространства, расширение слухового пространства, увеличение времени внимания. Да мы еще и эмоциональные реакции замечаем, поскольку они яркие и обращены на нас. Но такие именно инструментальные вещи, которые обеспечивают объем получаемой информации, наши возможности. Больше информации - больше возможностей сделать более точный вывод, мы не можем отмечать - этому в некотором смысле нужно обучаться. Поэтому моторные навыки стали таким маркером.
А по сути дела, это если представить дорогу, то разметка на дороге помогает нам понять насколько четко мы едем в своем полосе, выходим мы за свою полосу или не выходим за свою полосу. И если выходим, то нужно поправиться - это не цель куда мы едем. В моем представлении моторика - это такой инструмент достижения определенной цели, с помощью моторики ребенок научается думать, принимать решения, брать на себя ответственность, делать и исправлять ошибки и опять думать. Вот для чего служит моторика. Поэтому сроки важны, но это не основополагающая история, и уж тем более не опережение этих сроков, но об этом мы поговорим завтра. О том, нужно ли стимулировать, ускорять ребенка с точки зрения моторного развития. И если нужно, то когда. На самом деле существуют моменты, когда нужно ускорять моторное развитие.
А мифы сформировались исходя из бешеного темпа и акцента на моторное развитие: чем раньше, тем лучше. На самом деле, это абсолютно не так. Важно “как”, а не “когда”. Потому что ребенок, когда осваивает моторный навык, получает безумное количество других инструментов, как я уже сказал: расширение зрительного пространства, расширение слухового пространства, принимать решение, пробовать совершать ошибки.
Есть два способа научения ребенка тому или иному моторному навыку. Например, поворот со спины на живот. Можно ребенка крутить колбасой, чтобы в конечном счете он взял схему этих движений и самостоятельно перевернулся. А можно создавать вокруг ребенка условия, пространство, в котором он понимает, что ему нужна игрушка и он придумывает, как за ней потянуться. И тот и другой способ требует определенной методологии, определенного подхода и последовательности. Кардинальная разница в них только в одном - в первом случае ребенок перевернулся, потому что научили и перевернувшись и оказавшись на животе, он думает: “А чего я тут делаю?, а что мне тут надо, а я вообще зачем тут?” Попробуйте экстраполировать такое поведение на взрослого человека, который сначала сделал, а потом подумал, что получилось. Т.е. сделал, а потом посмотрел, что из этого получилось. Не выстраивает прогноз, не соотносит свои действия со своими желаниями. Немного утрированная ситуация, на самом деле, таких людей достаточно много, которые сначала сделали, а потом подумали. Неприятная история, правда? Особенно, если вы встречались с такими людьми.
Есть другой подход, когда мы мотивируем ребенка, создавая для него интерес. И он пробует желаемого достичь, он пытается достать игрушку и сам придумывает, каким способом может это решить. Это совсем другой закладывается у ребенка образ мышления. Он ориентируется на свои ощущения в этот момент, что получилось, что не получилось, над чем нужно поработать. Конечно, если мы знаем последовательность, мы немного помогаем и не сразу просим ребенка перевернуться со спины на живот. А проходим определенные этапы, и когда он готов, и он хочет дотянуться до мамы или лучше стащить у нее телефон… он сам придумывает, как это сделать. От нас зависит создание пространства и создание мотивационного начала, чтобы ребенок захотел и делал. Но кроме того, мало захотеть, нужно это желание удержать. “Я удерживаю навык, я удерживаю концентрацию внимания, я удерживаю мысль.” И под это свое желание я выстраиваю свои моторные навыки. В моем представлении это куда более продвинутый способ. Может быть, как раз более медленный, не такой быстрый, как если тренировать отдельно моторный навык. Но база, которую ребенок создает себе в первый год - а это вообще фундамент, это строительство нашего я. Это строительство мироощущения, образа мышления. Сравните первый и второй способ.
Я думаю, что выбор очевиден, и я выбираю второй способ, потому что когда я понимаю, что моторика не цель, а инструмент, то тогда целью становятся более важные и более глобальные вещи. И ребенок научается и несет потом с собой этот опыт всю оставшуюся жизнь. По сути дела этот человек умеет задавать себе и другим вопрос: “А зачем?”. “Зачем мне это делать?” И Если он знает зачем, то будет сворачивать горы, потому что в детстве он научился придумывать, решать, совершать и исправлять ошибки и достигать своего этапа.
Теперь еще немного о моторных навыках, о том что такое моторный навык и что он дает. Давайте разберем на примере ползания, как этот моторный навык на самом деле формирует и создает эту самую базу. Это не только про высокие материи: мышление, удержание мысли, концентрации внимания. Это еще и обеспечение, возможность получать информацию. Ну например, когда ребенок ползет на четвереньках, научается ползать, то он вынужден хочешь-не хочешь смотреть, куда он ползет и куда встает рука. И сначала он поворачивает голову, потом понимает, что это как-то "не очень так мотать головой”, от этого еще теряется равновесие, включается вестибулярный аппарат. И он научается двигать глазами и отслеживать только движением глаз, куда ползу, концентрировать внимание на том, чего хочу и куда встает рука. Это очень важный навык, потому что он потом пригождается и в ходьбе: я вижу, куда сейчас встает моя нога, но и в письме, когда ребенок списывает с доски. Смотрит на доску, опустил глаза и вписывает в тетрадке. Он не делает “вот так”, а потом “вот так” и каждый раз ищет, где же он остановился. Он не тратит на это дополнительную энергию.
Поэтому ползание с точки зрения даже получения информации - это расширение и зрительного пространства, и слухового пространства. Это расширение возможности получения информации, расширение объема работы наших сенсорных систем. Больше получаю, больше могу проанализировать и более точно могу сделать вывод. Вот два аспекта, которые развиваются с помощью моторики - это возможность получать информацию и мышление. Соединяя две эти вещи, мы получаем абсолютно успешного, готового к жизни человека. И это в ползание, в 6 месяцев создается фундамент на всю оставшуюся жизнь. Поэтому моторные навыки, которые ребенок осваивает до года - это очень важно, но это не про само движение.
И прям отсюда стройно вытекает еще одна установка, которая очень тревожит родителей. “Неровненько ползет, ставит одну ногу на колено, другую на стопу. Вот что-то не эталонно, не красиво. Надо это поправить”. Это на самом деле можно поправить, но проще всего это поправить одним способом. Для того чтобы это поправить, нужны километры, чтобы ребенок прополз, чтобы он преодолел с помощью этого движения много метров, чтобы это был огромный объем. Наш мозг заточен так, что он ищет самый энергосберегающий способ. Наша биомеханика диктует этот самый энергосберегающий способ. И опять, если мы даем возможность ребенку поошибаться и понять, что это не самый эффективный способ, то он принимает решение сам. Да, мы можем его чуть-чуть постимулировать, чтобы он разворачивался больше в одну сторону, опять создать пространство, когда он будет понимать, что вот так совсем не удобно и тратишь на это много сил. Мы биомеханические устроены все плюс-минус одинаково, у нас только отличается походка. У нас мозг заточен на то, чтобы находить самый эффективный способ. В “норме” нужно дать ребенку отползать коряво, дать возможность отделать какое-то движение коряво, и тогда появится возможность запустить этот механизм адаптации и приспособления. Я думаю, что вы все понимаете, как важно уметь адаптироваться, приспосабливаться и приводить в автомат определенное действие. Поэтому по большому счету, чем меньше лезем, тем лучше. Но при этом нужно создавать условия. Вот об этом и будем говорить на протяжении всего нашего общения.
Итак, подытожим. Моторика безумно важна, потому что она формирует и сенсорные системы и дает возможности. Но сенсорные системы она формирует для того, чтобы получать информацию, а возможности она дает для мышления. Ну и в общем, для коммуникативных навыков в том числе. Потому что ребенок, когда уползает, он линяет от мамы и тем самым он привлекает ее внимание или наоборот хочет, чтобы она его не заметила. А это уже ориентировка на другого человека, только уже на дистанции. Поэтому переоценить моторику не получается - это важно. Важно, чтобы это было все таки плюс-минус в сроки. Но есть возможность у ребенка и подождать, если он при этом зреет. Если вы видите, что он старается, но пока еще не соединил руку с ногой. Нужно очень осторожно к этому подходить. В моем представлении, тренировать ребенка здорового, у которого все хорошо, ни в ком случае нельзя. Нужно создавать условия для самостоятельных действий.