Младенчество: и целая жизнь, и только этап

20 лет моя профессиональная деятельность связана с детьми, развитием детей и нахождением способов помощи детям. Большую часть времени я работал с детьми с особенностями, детьми с инвалидностью. Что я понял во время этой работы?

Первое: невозможное возможно. Трудности, с которыми сталкиваются дети с особенностями часто очень сильные, но они пробуют и справляются.

Второе: нельзя работать с диагнозом. Ребенок, его личность, его эмоции – важнее всего.

Эта работа научила меня находить причины и делать выводы, очень точно определять зону воздействия. И еще я понял: детство очень сильно влияет на ребенка. От родов до школы проходит целая жизнь.

Младенчество, которое иногда считают скорее этапом моторного развития, на самом деле является основой развития личности.

Существует онтогенез развития, который определяет последовательность освоения навыков. И все они нужны, все они важны. Если ребенок что-то делал принципиально другое или не делал в младенчестве, то на это нужно обратить внимание.

При всем этом младенчество – этап. Признавая влияние этапа на ребенка, я признаю возможность изменений. Возможность дальнейшего развития и наличие больших перспектив.

И теперь я возвращаюсь к главному. Как мы можем помогать ребенку? И тут я опять возвращаюсь к личности ребенка. Его интересы и его желания и определяют род занятий.

Пора перейти к конкретным примерам. Я приведу яркие случаи из моей практики в некоторой логической цепочке: «этап – что дает – вдруг не доделали, не случилось… – чем можно восполнить».

Один из самых показательных и частых примеров, которые привожу – этап ползания. Сейчас есть тенденция у детей пропускать этап ползания, и она нарастает, по мнению детских специалистов. То есть сидит ребенок, а потом сразу идет. Кто-то интуитивно возвращается к ползанию позже (тут важно родителям правильно отреагировать на это и не спугнуть естественную компенсацию ребенка: «ну что ж ты ползаешь, ты ж уже ходить начал давно»).

Ребенок на этом этапе осваивает новый моторный навык. Новый способ передвижения дает новые ощущения, новую информацию, большую скорость. Новую систему отношений РЕБЕНОК – МИР. Именно в этот момент ребенок совершает экспансию. Не мир наезжает на него. Ребенок говорит – ИДУ НА ВАС. По-новому начинают работать сенсорные системы. Вестибулярный аппарат, зрительный анализатор.

Давайте поподробнее остановимся на работе зрительного анализатора во время ползания. Ползание развивает зрительное пространство ребенка. Человек смотрит по вертикали: вверх, вперед себя, вниз под собой. Умение смотреть из одной точки и вверх, и вниз развивается именно при ползании. Если ребенок не умеет смотреть вниз, то ему приходится двигать телом вверх вниз при смене ракурса: смотрю на доску/ пишу в тетрадь. Ребенок скрючивается, устает в школе быстрее. Могут быть сложности в общении с теми, кто ниже по росту: младшие братья и сестры, собственные дети.

Важно? Да, важно. Поезд уехал навсегда – нет. Есть масса способов, как в разных возрастах дать возможность ребенку «доделать». Начать ползать. Но как? Очень часто предлагают ребенку ползать. Я пробовал со своим старшим сыном, и он послал меня через несколько минут занятий. Но, зато, когда он насмотрелся Кусто, и мы сделали из пластиковых бутылок акваланг, то вместе уползались. Это была игра, и в ней с большим удовольствием получилось «доделать».

Нужно учитывать потребности ребенка. В три года у ребёнка есть потребность в эмоциональной игре. В пять ему уже нравится преодолевать. Пробовать и добиваться успеха. Хоккей – замечательная игра, которая помогает в этом. Ну, во-первых, первое время на четырех конечностях ребенок будет проводить значительно большее времени, чем на двух, и мы для этого специально ничего не делаем. Гравитация, блин. Потом – клюшка. И нужно следить за шайбой или мячом – это нижнее пространство. Когда научится кататься, то полезность именно в этом у хоккея стремительно падает. Второй пример – скалолазание. Да это чистой воды ползание. Нужно видеть, куда встанет нога и рука. Только в вертикальной плоскости. Если мы говорим о зрительном анализаторе, то вполне подходит.

Сухой остаток такой. Не обязательно использовать специальные методы. Можно и по-человечески. В моем детстве это делал двор. Мы копали пещеры в сугробах, играли в прятки и хоккей. Лазили по верандам детских садов. Как не переломались и не погибли, не знаю, но это хорошо помогало.

Еще пример. Ребенок не изучал мир ртом. Дети обычно начинают тащить в рот все, что угодно. Хороший, здоровый мальчик: спит, ест и все по возрасту, все с ним хорошо и выглядит абсолютно здоровым. А вот в рот ничего не тащит.

Но изучение мира ртом в нормальном онтогенезе должно быть, оно обеспечивает последовательное индивидуальное развитие. Что происходит, когда этот этап пропущен?

Речевая функция, артикуляция, когда ребенок сам себе делает логопедический массаж, засовывая в рот все подряд – отрабатывается в этот период, что влияет на формирование речи. Не имея в арсенале этого этапа, ребенок замедляет свое развитие. Говорить будет, но вопрос в скорости и эффективности.

Еще нюанс – тактильный анализатор у ребенка с рождения только во рту, дифференцированной тактильной информации руки изначально не дают. Когда одновременно вещь в руке и во рту, ребенок научается сопоставлять ощущения и начинает ощущать тактильно руками.

У такого человека и во взрослом возрасте хуже тактильность. Хорошо или плохо – каждый решает сам. В сексе, например, такой человек может не любить трогать/ощущать руками 

Это и есть функциональный подход. Понимаешь, что нужно уметь, для того чтобы выполнить определенное действие. Понимаешь, чего не хватает, и работаешь только над этим. Тренировочный процесс марафонца не состоит из «ежедневно бегать марафонскую дистанцию». Для того чтобы бежать марафон, нужно иметь выносливость, большой объем легких… Каждую из этих функций можно развить не только марафонскими дистанциями. Есть более эффективные способы. Так и со штангистами, с пловцами. Так и меня научили думать в институте. Понимать, что нужно, и определять, чего не хватает.

Повторю мысль: понимаем взаимосвязи, уважаем этап и… ищем возможность внести изменения к лучшему, если нам это надо.


🐣 Бережный подход к детям, уважение к малышам, признание безграничной ценности детского "Я САМ", а также многолетняя практика работы с детьми и родителями и опыт многодетного отца легли в основу нового авторского цикла мини-лекций Олега Леонкина для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет "Онлайн- азбука. Действительно важное".

🌻 Для участников веб-марафона перезагрузка “Мифы и рифы первого года жизни” мы предусмотрели солнечную скидку 50% на “Онлайн-азбуку. Действительно важное.

📚 Онлайн-азбука - это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.