Если малыш плохо спит...

Спящий младенец - это не только очень мило, но и «наконец-то!»

«Он совсем не спит днем», «часто просыпается ночью», «спит только на руках», «хочет спать, не может и рыдает», «укладываем по 2 часа, а она просыпается через 30 минут», «начинает засыпать, вздрагивает, и снова просыпается»... знакомо?!

Не спит малыш, не спит и мама, а зачастую, и вся семья. Мысли путаются, закрываются глаза, тело не слушается, а ведь именно в этот период родителям так важно окружить ребенка любовью, вниманием и заботой.

Можно очень много говорить о развитии детей до года, моторных нормах, вреде слингов, пользе ползания и прочих «острых» темах младенчества, но если есть проблемы со сном, все остальные вопросы уходят на второй план.

Уставшие мамы из последних сил пытаются понять, как наладить сон малыша. Специалисты по детскому сну обещают, что если мама будет следовать их методикам, ребёнок непременно начнет спать. На данном этапе часть мам действительно находят рекомендации, которые работают для их семьи, сон более и менее налаживается, и жизнь продолжается.

Что же делать тем, кому не помогли популярные ритуалы, «мостики», белый шум, ранние укладывания, ассоциации на сон, типичные признаки усталости, самостоятельное засыпание и попытки ввести расписание? Ждать пока перерастет или все же попытаться сделать шаг назад, чтобы увидеть картину целиком?

Хотите изменить мир - начните с себя.

Родители, фокусируясь только на ребенке, часто забывают, что действующих лиц в этой истории, как минимум, двое: малыш и родитель, который укладывает его спать.

Дети считывают язык нашего тела, наше эмоциональное состояние. Чтобы ребенок успокоился и расслабился во время укладывания, родителям следует начать с ритуала налаживания собственного состояния. Согласитесь, достаточно сложно уснуть на руках человека, который куда-то торопится, нервничает и беспокоится.

Чтобы хорошо спать, нужно «хорошо бодрствовать»!

Зачастую предлагаемые действия по улучшению сна рекомендуется проводить за час – полтора до планируемого времени засыпания.

Вспомните себя, когда у вас был насыщенный день на работе, вы посетили важное мероприятие или готовились к публичному выступлению, а потом еще долго не могли уснуть, «переваривая» и «проживая» волнующие вас моменты снова и снова. Разве эти события произошли с вами за час до сна?

Если вы хотите наладить сон ребенка, то делать это нужно в момент бодрствования, а не в момент, когда вы укладываете малыша. Ни момент укладывания, но сам сон - это не время для личностного роста или воспитания ребенка, это время для отдыха и восстановления.

Укладывание - для ребенка...

Ритуалы сна нужны для того, чтобы помочь ребёнку уснуть, а не для удобства взрослых. Если мы устанавливаем свои правила, это провоцирует состояние нервозности у ребенка.

«Ложись в кровать и лежи спокойно», «закрой глаза и перестань дергать ногой» - это не ритуалы, это наши «логические» представления о том, что должен делать ребенок перед сном. Чаще всего такие попытки «успокоить» ребенка приводят к абсолютно противоположному эффекту…

У каждого малыша свои потребности.

Не существует универсальных ритуалов. Есть дети которые реагируют на классические «расслабляющие» ритуалы (купание, чтение, пение колыбельной) еще большим возбуждением, - это совершенно нормально, все люди разные.

Нужно искать свои индивидуальные ритуалы, наблюдая за ребенком в течение дневной активности. Как ему естественнее, так и правильнее. Хороший ритуал - это не тот, который все рекомендуют, а тот, который работает.


Рекомендации для неспящих родителей, которые ведут изматывающую борьбу за режим и сон, я включил в видео-лекцию «Сон ребенка: поиск ответов»:

  • Как сон связан с неврологическим состоянием ребенка, его здоровьем, его сенсорными особенностями и скоростью реакции?
  • Как найти свои ритуалы и наладить свой режим, который будет работать именно для вашей семьи?
  • Сколько ребенку нужно спать в зависимости от возраста, и что делать, если суточная норма «не высыпается»?
  • Самые частые причины слез перед сном, и как их избежать?

Лекция "Сон ребенка: поиск ответов" войдет в состав авторского цикла мини-лекций для мам и пап малышей от 0 до 3-х “Онлайн-азбука. Действительно Важное” для тех, кто приобретет ее до 17 марта. Отдельно вебинар не продается, так как имеет много отсылок на азбуку.

🚩 Напоминаем, что ЗАВТРА последний день всех скидок и бонусов:

  • 39% скидка.
  • 10% дополнительная скидка для участников перезагрузки по промокоду SVOI10.
  • вебинар "Хочу на ручки".

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.