Тебе хорошо - мне хорошо

Только сейчас стала понимать важность ваших слов, когда вы говорите о том, что нужно с ребенком делать только то, что нравиться самому. В первый момент это вызывает внутреннее сопротивление. Потом случился этот карантин. Вы опередили время. Оказалось невозможно проводить с ребенком столько времени и играть только в его игры. Это уже начинает бесить”.

Почему это вызывает внутреннее сопротивление - очевидно и понятно. Вы смотрите на ситуацию под привычным углом, можно сказать, под житейским углом: я люблю заниматься тем, что для ребенка еще рано. Он не сможет повторить, это не будет ему интересно.

Один из примеров: “Я люблю вязать, но ребенок в три года не сможет вязать. Что это ему даст?".

А вот это второй “камень преткновения”. Мы должны развивать ребенка, а тут развития не происходит. Он просто сидит и смотрит, и при этом быстро убегает. Ведь я вяжу сложные вещи, и их за один день не свяжешь. Какой в этом прок? Именно поэтому в первый момент это вызывает внутреннее сопротивление.

А что происходит на самом деле? Это интересный вопрос, который хочется описать на конкретном примере. Я решил научиться шить из кожи. Ну, прет меня от самой кожи, от этих сенсорных ощущений, от конечного результата.

И вот три дня я конструировал, делал выкройки, резал и портил кожу, ругался на себя, резал ее на полу, на столе, произвёл горы мусора, достал еще большую гору инструментов и сшил таки жене “штучку” для банковских карточек.

А дети ходили вокруг, занимались своими делами, иногда подходили и смотрели, спрашивали, что я делаю.

Закончилось это тем, что они попросили у меня кусок кожи, потом Матвей попросил с ним сшить кобуру для пистолета однокласснику в подарок, и мы начали шить.

Выбрали кусок кожи, списались с одноклассником, чтобы выяснить размер пистолета, стали пробовать из бумаги соорудить макет.

А вот теперь давайте разберём, чему научился ребенок и какие навыки он закрепил.

Он писал и читал сообщения, которые написал я. Он не очень быстро читает, и это была тренировка. Заставить читать не так-то просто, а тут и заставлять не нужно было: он хотел прочитать ответ, который прислали родители одноклассника.

Мы переводили рисунок на плоскости, выкройку в объем. Сколько взрослых могут сходу нарисовать простую выкройку куба на листе, чтобы потом склеить из бумаги кубик? Думаю, немного. Большинство пойдут смотреть выкройку в интернете.

А я обучал этому ребенка. Он не научился, но у него сложилось четкое понимание, что это возможно. По секрету вам скажу, что лего не просто “нервно курит в сторонке”. Лего - это ясельная группа по сравнению с выкройкой в части формирования пространственного мышления.

Я уже не говорю о сложении и вычитании, которые необходимы в таком деле, о пресловутой мелкой моторике.

Список можно продолжать еще долго. Но есть еще один момент, который нельзя не упомянуть. Глядя на меня, на то, как я пыхчу, стараюсь, устаю, а после этого мы натираем воском кожу и идем дарить маме наше произведение, у него складывается совершенно непривычное для современного ребенка представление о том, что из горы мусора, кусочков, огрызков может получиться что-то красивое, но для этого нужно несколько дней постараться.

В современном мире это важно. Наши дети привыкли видеть конечный продукт. В отличие от нас, которые жили в мире тотального дефицита и знали: если хочешь, то попробуй сделать сам, современные дети знают, как найти в интернете и заказать. Они умеют ждать заказ, но не могут продолжать делать, если сразу не получилось, если не получилось за две минуты.

Даже в ситуации, когда они только видели сколько я потратил времени, сколько инструментов я использовал, сколько усилий потребовалось, и от этого становился только довольней, - у них складывался совершенно несвойственный для современного ребенка поведенческий стереотип: результат не приходит сразу.

Если на мои слова, что с ребёнком нужно заниматься только тем, что вам нравится, вы будете думать, что в этой ситуации ребенок должен сидеть с вами рядом и пробовать повторять ваши движения, то у вас и будет возникать сопротивление.

Если посмотреть шире, то и вы получите удовольствие и ребенок получит бесценный опыт. Он возьмёт образ поведения, который не один раз потом ему пригодиться.

И часто мы отказываемся даже от попытки попробовать. Вы не представляете скольких усилий и сколько даже бредовых на первый взгляд идей мне приходится подкидывать, чтобы человек просто попробовал, а не говорил, сразу, что у него “не получится”. На Практикуме этому посвящены две лекции. Я подробно объясняю, как это работает, а главное, как найти точки соприкосновения интересов, вне зависимости от возраста ребенка, и что полезного может дать мама ребенку на примерах.

Если поступать именно так, а не играть в игры с ребёнком от которых самого родителя тошнит. Тошнит, “не умею”, “неинтересно”, но ребенку же полезно, а значит буду делать, то не получите удовольствие ни вы, ни ребенок. Если вы делаете что-то от чего вас воротит. И представьте, какие эмоции ребенок у вас считывает, какую телесность он видит и что он начинает думать об этом действии!

Складывать пирамидку полезно, но меня подташнивает от пирамидки - а вот одноразовые разноцветные стаканы складывать в стопку прикольно, закручивать гайки на болт мне нравиться - а это, по сути, однотипные действия.

Родители имеют право не любить и не уметь играть, не любить читать детские книги, петь песенки, прыгать козликом… Если вы считаете, что это важно, если вы видите, что вашему ребенку это нравится, то найдите человека, который тащится от этого дела. Есть такие люди, которые детские прибаутки «сорока-сорока...» исполняют с кайфом. Пусть он у них это опыт перенимает. Делегируйте бессовестно, а сами занимайтесь любимым делом. Вы подарите бесценный опыт ребенку и внесете больше кайфа в ваше родительство.

Я расширяю рамки дозволенного, привычного, делая из этого новый инструмент развития. Очень хочется добавить в жизнь родителей больше спокойствия, понимания и радости в общении с детьми.


Родительство не всегда дается просто и часто оставляет слишком много вопросов, о том, как в современном мире воспитать успешного, самостоятельного ребенка, как не упустить ничего важного и не переживать по пустякам.

На Практикуме “Секреты детства для счастливого будущего” я не просто рассказываю о том, как устроен ребенок в связке “тело-эмоция-психика”, а даю большое количество эффективных инструментов взаимодействия с ребенком и объясняю, почему они работают.

Цикл принимает участие в распродаже October SALE от Олега Леонкина с 21 по 30 октября: приятно снижены цены на все курсы, также мы приготовили специальные предложения с ценами более чем в два раза ниже.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.