Неудобные вопросы про разумное родительство...
Нашел в недрах социальных сетей интервью, которое давал около трех лет назад...
Иногда вот так приходят симпатичные люди и...... начинают задавать неудобные вопросы. Люблю неудобные вопросы. Из интервью психологу Марии Кайль для подкаста itunes.
Мария: А я у вас в одной из статей нашла или даже на сайте... я вот как-то отметила, что отец 5-х детей. Пока!! Пятерых!”.
Олег: Это я "погорячился"....
Мария: Погорячился? Ну, хорошо. Уже пятерых:) Начнем мы с блица, благодаря которому узнаем вас получше. Это 4 вопроса, и на них нужно ответить быстро, не думая. Итак, какую книгу вы сейчас читаете?
Олег: “Пиши и сокращай”.
Мария: “Пиши и сокращай”. А автор?
Олег: Ильяхов и Сарочева. Это книга, которая мне нужна для работы, для того чтобы писать тексты, более доходчиво и внятно объяснять, как вырастить детей.
Мария: Хорошо. Какие три главных качества Олега отметили бы ваши друзья?
Олег: Отзывчивость. Надёжность. Наверное, это всё.
Мария: Хорошо. Если не собой, то кем бы вы хотели стать в следующей жизни?
Олег: Собой.
Мария: А если не собой. Вот не реабилитологом, а кем бы?
Олег: Только собой. Это с детства такое было, меня оставляли еще в общежитии, когда жили, мелким, 8-ми летним, чтобы я следил за детьми, пока мама готовит... поэтому тут как-то тяжело представить, что я был кем-то другим.
Мария: Хорошо! И Ваш девиз?
Олег: «Живи, как получится, и честно». Я бы сказал даже так, «живи честно».
Мария: Так как вы успеваете уделять время всем своим детям в контексте того, что "я честный"??? То есть, если вот, я не хочу сейчас или уставший, или не хочу уделять, меня не будет грызть совесть, условно, что я пришел с работы и не уделил время или как?
Олег: Что, в общем, делать родителям, которые работают и приходят с работы уставшие, а дети с нянями. Есть какой-то гвоздь, в больше степени у мам: «я не занимаюсь со своим ребенком», «я ему чего-то не даю», «ребенок недополучает» - и пришли уставшие.
Вот давайте просто эту ситуацию разберем. Есть у вас силы заниматься с ребенком вот так, чтобы это понравилось и вам, и ребенку? Нет.
Если говорить о ситуации не такой прям критичной, то в принципе не нужно силы на это, нужно выбирать доминирующего.
У меня простая ситуация, у меня слишком большая разница у детей, 24 старшему и 1 год младшему. У нас 24 года между детьми, поэтому, где там старший, я не знаю, я не уделяю ему столько внимания. Но есть семьи покруче меня в этом смысле, они еще все дети, они еще все висят на "семейной сиське" и не "выпущены".
Я выбираю доминирующего, я с одним, а все остальные присоединяются. Это получается "общий котел". Я не пытаюсь дать всем сразу одновременно. Есть деятельность, я с тобой сейчас, поэтому в этом энергетическом пространстве положительно зараженном, в этот интерес влезают все другие. Кто как хочет. И тогда на самом деле получается, что всем.
Мне вот интересно, что делает мелкий, я иду к нему. Сейчас интересно, что делает Матвей, туда и мелкий подсоединяется. И 17-ти летние приходят и говорят: "вот ничего себе"... да, и вдруг оказывается, что на диване валяется вся семья. А начинал с одним, они постепенно подтягиваются.
Если в голове держать, что нужно прям одновременно дать всем, не получит никто. Нужно выбирать и опять слушать себя. Мне сейчас хочется с ним, ну пошел порыв нежности вот именно вот к этому ребенку, вперед, все остальные придут и тоже "получат" в результате.
У нас очень частая ситуация, когда все садимся и там начинается, что уже Матвей целует Глеба и меня, я жену и пошла "каша" и все "получили", а начиналось это с того, что кто-то один присел к одному.
Мария: Очень вдохновляюще, на самом деле. В наших реалиях мы тут с одним ребенком думаем: "как же ему успеть уделить внимание?", если мы еще работаем, а тут получается столько детей и любимая работа – призвание, наверное, я так могу назвать, да? То, чем вы занимаетесь, для Вас. И все вот это интегрировать.
Олег: Это безвыходная ситуация, она обучает придумывать, что делать. Дискомфорт развивает...
Мария: Ваша группа в Фейсбук называется “Разумное Родительство”. Что такое, на ваш взгляд, "разумное родительство"?
Олег: Это тогда, когда ты понимаешь, что ты делаешь. Это не про знание, не про объем знаний. Это про то, когда ты задаешься вопросом, когда ты приходишь к врачу, который назначает тебе лекарственный препарат и ты спрашиваешь “зачем”? А он тебе говорит: “Для лучшего кровоснабжение мозга”. Не надо переставать спрашивать вопрос «зачем»: «А зачем надо лучше кровоснабжать мозг именно сейчас, именно в этой ситуации?». Вот люди, которые задают эти вопросы «зачем?», «для чего?», «почему именно это?».
Вот это и есть "разумное родительство", когда ты понимаешь!
Это не значит, что тебе нужно сесть и начать учить физиологию, а на таком простом бытовом уровне нужно понимать, что происходит и зачем ты делаешь это именно сейчас: «Зачем сейчас стимуляция?», «Почему сейчас нужен массаж или не нужен массаж маленькому ребенку?» У тебя есть ответы, которые ты “вырвал” из специалиста может быть клещами, может быть горячим железом, но их вырывать нужно из специалиста. И тогда это называется «разумное родительство»...
Мария: Мы можем что-нибудь, какое-нибудь напутствие дать нашим слушателям относительно воспитания своего счастливого ребенка. Что вы могли бы сказать?
Олег: Две вещи. Первое - слушайте себя, и - вы главный и честный подход. Это первая вещь, которую хотелось сказать. Вот, я как взрослый, я – главный. И получайте удовольствие от общения с ребенком. Не делайте того, что вам не доставляет удовольствие. Это будет залог успеха. Неправильных вещей мы не можем сделать априорно, мы любим своих детей.
Интервью всегда как-то живее, конечно. Когда пишу статью, то переписываю, бывает много раз и бесконечно мучаюсь формулировкой. А слово не воробей.
Знаю, что родителям бывает непросто, мне часто задают вопросы о том, как в современном мире воспитать успешного, самостоятельного ребенка, как не упустить ничего важного и не переживать по пустякам.
Практикум “Секреты детства для счастливого будущего” - это философия разумного родительства и практическое руководство по развитию и воспитания ребенка с рождения до подросткового возраста, основанные на том, что человек - это единое целое.
Тело, эмоции и психика человека тесно связаны, я научу вас, как можно и нужно эффективно использовать эту связку для того, чтобы лучше понимать ребенка и помогать ему в развитии, получая удовольствие от родительства.
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.