Гиперактивность? СДВГ? Постановка диагноза: ЗА или ПРОТИВ


Сразу должен сказать, что это мое отношение к диагнозу и к работе с диагнозом. Слышали такую формулировку? Не с человеком, а с диагнозом.

Например: СДВГ - коррекция, аутизм - методы коррекции. Мы будем синдром корректировать или общаться с ребёнком? Это, видимо, мои тараканы, которые при этом отталкивают меня и стимулируют смотреть на ребенка не через призму диагноза.

Теперь о важности постановки диагноза. Если мы говорим об остром состоянии, то постановка диагноза важна, жизненна необходима. Даже ошибка, если она не оказалась критичной - это шаг на пути получения правильного ответа.

Если мы говорим о гиперактивности ребенка, СДВГ, то для меня это полная бессмысленность. Написав эти «волшебные» буквы в заключение, мы не получаем ответы на главные вопросы:
⁃ Что делать?
⁃ Как делать?
⁃ Сколько делать?
⁃ Когда делать?
Тогда возникает вполне законный вопрос: ЗАЧЕМ он нужен?

Можно ли адаптироваться в социуме, если никогда в нем не был. Не в окружении родных, которые за порог не выгонят, а именно с чужими людьми?

Для меня ответ очевиден. Возможно для вас он будет другим и в вас есть иной опыт, который доказывает, что «книги сокращают нам опыт...» у меня так не получается. Шишки должны быть моими.

Гиперактивного ребенка лучше попозже отдать в сад, школу и подождать, пока и “если” дозреет?

Мой ответ: лучше поздно, чем никогда.

Хорошо сказано, но ничего не имеет общего с посещением гиперактивным ребенком сада и школы. Нельзя сказать, что в сад пойти лучше поздно, чем никогда не ходить. Социализация - важный навык в жизни человека, часто определяющий. И в нашем представлении, хороший помощник в этом - сад и школа.

В идеальной ситуации так и происходит, а если неидеальная? Тогда вместо социализации случается отказ от взаимодействия и соблюдения правил. Навешивают ярлыки на ребёнка и зачастую ребёнок их принимает, как данность и начинает «соответствовать». В таком случае лучше никакого социума, чем закрепляющий негативное поведение.

Как понять по какому сценарию пойдёт у вашего ребёнка? Я знаю только один способ - попробовать. Невозможно предугадать всех ситуаций. Понимая, что потенциально сад и школа обладают мощным ресурсом, нужно понимать, что этот ресурс может быть направлен против гиперактивного ребёнка.

Попробовали и не ждите, если не получилось. Сделайте паузу, поменяйте сад, заместите кружками и секциями, в которых ребёнку зачастую интереснее, и он не вынужден там находиться целый день. Выбор всегда есть, если мы сами себе не закрываем возможности. Пробуйте и не бойтесь ошибаться.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.