Мы с ним заодно или у него свои планы?
Убежден, что начинать общаться с ребенком можно практически с самого рождения. Ребенок готов с самого рождения. Родители – только после преодоления первого шока. У отцов шок, естественно, более сильный. Еще недавно казалось, что больше, чем она требовала на свадьбе – требовать невозможно. Беременность – понимаешь, что ошибался. Родился. Действительность оказалось жестокой. Кажется, что именно это не дает отцам начать общаться с детьми раньше, чем наступит момент, когда его (ребенка) можно взять в союзники для «отыграться».
Я придумал способ, как не откладывать затею в долгий ящик. Отыграться за все.
Глеб начал похлопывать себя рукой по боку и делать это достаточно резко. Очень похоже на то, как хозяин показывает собаке команду «к ноге». Это то, что нужно – подумал я. Глеб в очередной раз шлепнул себя по боку, и я сразу взял его на руки. Немного подержал и положил обратно на кровать. Затем повторил это пару раз. Он задумался. Я видел, как в голове его одна шестеренка начинает прокручивать другую.
Дальше положил его, протянул к нему руки и спросил: «Тебя взять на руки?». Он хлопнул себя по пузу. Я сразу взял его на руки. Так мы потренировались еще несколько раз в течение дня. Безотказно. Ура! Заработало. В голове зрел коварный план: сейчас покажу жене, она порадуется, что сын такой умный. А как иначе? Завтра я на работу, а он будет рулить мамой. Сначала ей будет весело, но пройдет немного времени и…
Все случилось, как я и предполагал. Глеб запомнил, что так можно проситься на руки, и использует этот инструмент. Ему понравилось. Мой план расплаты удался, и ждал я не долго – 3 месяца.
Через несколько дней у нас женой состоялся диалог:
– Подставил я тебя. Как ты справляешься теперь? Ведь он постоянно просится на руки, и невозможно отказать.
– Нормально. Он так делает только с тобой.
Дети очень восприимчивы и легко обучаются. На одной из последних консультаций я показывал родителям, как можно использовать случайные движения ребенка для обозначения своих желаний. Ребенку было 1,5 месяца.
Матвей в свои 4 месяца звал меня по имени. У него случайно получилось произнести звуки похожие на мое имя, и жена среагировала, и я прибежал. Поскольку у детей все действия повторяются не один раз, то Матвей понял, что меня можно так звать. Потом, когда стали простраиваться другие звуки, у него перестало получаться, но именно в этот момент очередь дошла до «па».
Алгоритм такого обучения очень прост: у вас только промелькнула мысль в голове, что это движение, звук, поворот головы может обозначать определенное действие, и вы сразу начинаете его выполнять. Через некоторое время ребенок поймет, что на его действие, которое у него легко получается, вы реагируете так. И он начнет это использовать.
Сначала вы придумываете, а потом это становится реальностью.
А может, я недооцениваю возможности детей?
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.