Мы медленно умираем

Врем себе, становимся бесчувственными или медленно умираем.

Каждый человек в современном мире по много раз в день безбожно себе врет, чем в прямом смысле подрывает свое здоровье.

Мы функционируем на трех уровнях. Назовем их: 1 – интуитивный; 2 – эмоциональный; 3 – рассудительный. На интуитивном уровне мы быстро выстраиваем ответные реакции, адекватно реагируем. Наш мозг считывает ситуацию и, основываясь на врожденных инстинктах или приобретенном опыте, молниеносно дает ответ. Соответственно ситуации мы реагируем и эмоционально. Благодать – и все хорошо. Но так случилось, что нас наградили разумом. Мы умеем говорить, слышать и используем это как опору для нашего поведения. И вот тут очень часто случается конфликт, который нас медленно убивает в прямом смысле.

Это происходит очень просто. Регуляция работы нашего организма осуществляется нейрогуморальным способом. Что это значит? Наш мозг воспринимает и анализирует информацию и дает команду железам внутренней секреции выделять гормоны для подготовки организма к предстоящему действию. Если мы определили ситуацию как опасную, то у нас повышается пульс, учащается дыхание, тонус увеличивается – мы готовы убежать или напасть. Весь организм на стреме.

Если нас обманывают (все люди это делают похоже), то мы соответственно реагируем. Также мы умеем считывать и состояние другого человека. Мы ощущаем его запахи (так раньше общались), считываем информацию с тела и интуитивно отвечаем, т. е. эмоционально реагируем. Как я уже и писал выше – тут все хорошо. Но ведь мы еще говорим и слушаем.

И вот к нам подходит человек, которых хочет причинить нам вред. Мы это сразу знаем на животном уровне, и физиология сразу готовиться к отпору: уже выделились гормоны, уже поднялся пульс… состоянии тревоги. Но он одет в белую сорочку – типа чист, пахнет, сука, сильно и не собой, да еще поставленным голосом вежливо начинает с нами говорить. И все это закреплено у нас в опыте как отсутствие опасности. И тут наступает сшибка. Верхний мозг дает команду успокоиться, начинает меняться гормональный статус.

Внутри нас идет война двух мозгов – нижнего и верхнего. Пульс то повышается, то понижается, давление скачет, в мышцах дрожь, так как им командуют – “то напрягись, то расслабься”.

Поговорили и разошлись. После такого разговора чувствуешь себя, как после разгрузки вагона: энергию всю высосали. Сколько у вас таких разговоров в день на работе? Разговор с начальником – это верх самоуничтожения, а особенно, когда он учился в институте благородных девиц. Если начальник открыто злится, то это попроще. Нужно просто приказать себе верхним мозгом чувствительно умереть. И выстоять некоторое время. А если эта особь выказывает участие, а на самом деле – готов тебя разорвать, то тут нас колошматит всерьез. Мы четко знаем, что плохо. Но что? Почему эта скотина не может прямо и открыто все сказать? Нас опять на уровне физиологии разрывает: верхним мозгом говорим себе – ничего страшного не произошло, а нижний рвет организм без видимой причины.

Это приводит к тому, что мы учим себя не чувствовать, не видеть, не жить… Живые трупы. Или продолжаем чувствовать, и тогда нас настигает физиология, и мы умираем физически. Часто отрываемся на ближних, но потом даже не можем объяснить причину. К большому сожалению, поменять жизнь не получится. Вокруг нас целые технологии “милого” обмана, толерантность, дурацкие правила.

Но есть способ выжить и не стать бесчувственным бревном. Физическая нагрузка дает возможность выровнять ситуацию, но каждому человеку нужен свой вид физической нагрузки. Можно подобрать вид спорта, который не только восстановит, но и научит не падать вниз. Для каждого он свой. А велоэргометр и беговая дорожка помогают только вывести дерьмо. Фитнес-центры своего рода канализационная система, которая облегчает, но не развивает.

PS: вот только сегодня: поход в магазин, после которого хочется убить.

Еду по Подмосковью. Кругом красота. Заехал в маленький городок и зашел в магазин. Захожу и настроение поднимается до потолка, так как в очереди два человека. Буду третьим. Разглядываю прилавок, формирую корзину в голове и уже готов озвучивать свой выбор. И тут… На каждое привычное действие у нас в мозге есть алгоритм, в котором не только последовательность, но и записан временной промежуток. И вот стою я в полной готовности… и жду заветного кусочка колбасы. Продавщица все время без остановки выполняет свои обязанности, но я же знаю, сколько времени на это нужно в Москве.

Мой мозг отсчитывает время. Моя голова уже взяла колбасу, сходила за хлебом и направляется к кассе, а я все стою. Пока эта принцесса обслуживала двоих, я за своей головой три раза сбегал к кассе и вернул ее на место, истек желудочным соком и все стою. На моем лице появляется благостная улыбка идиота. Психологи говорят, что напряжение определенных мышц изменяет настроение – стараюсь. Раньше я писал о гормональном статусе, как это работает. Мой гормональный статус приказывает мне двигаться, а я стою и верхним мозгом приказываю себе успокоиться. Чем сильнее приказываю, тем яростней схватка гормонов внутри.

И вот подходит моя очередь, и я прошу нарезать мне колбасы. Тут выясняется, что жрать мне ее, откусывая от куска: в одной руке – колбаса, в другой – хлеб, между ног – бутылка с водой, а руль я чем держать буду? Мое тело кричит: “Убью, сука, поменяю местами руки с ногами. Может, тогда будешь быстрее двигаться”. А из уст максимально вежливым тоном: “Ну давайте куском”.

Я уверен, что любой житель мегаполиса испытывал такие ощущения. Интересно то, что на каждое действие у нас есть алгоритм, и отведено на него определенное время. Обуться, одеться, помыть тарелку, ответить на вопрос…

Кадр первый: Муж в трусах, с чашкой кофе выглядывает в коридор. Жене осталось надеть шарфик. У мужа в голове – ПОРА.
Кадр второй: Муж в машине, датчик температуры показывает, что машина скоро закипит, в голове – ПИ-ПИ-ПИ-ПИ-ПИ.
Кадр решающий: Жена в машине: “Дорогой, как я выгляжу? Почему ты мне никогда не сделаешь комплимент?” …

И мы реагируем, когда наш ребенок не вписался в наше время, не выполнил наш алгоритм. Мы готовы его разорвать. И опять есть только два выхода: научиться быстро переваривать или стать бесчувственным. Скорее второе. И тогда мы не можем реагировать на успехи детей эмоционально.

Такие простые жизненные ситуации каждый день бьют по нам. Не мы плохие, а постоянная война внутри уничтожает нас.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.