Магия числа 3
Однажды в детстве я услышал: «Познаешь тайну чисел – познаешь мир». Не могу вспомнить, когда, где и от кого услышал эту фразу, но она врезалась в память. Первое, что я подумал – я смогу. Эта мысль постоянно возникала и возникает у меня в сознании. Может, мне просто проще оцифровывать, и я так легче понимаю, но тройка меня преследует.
В моей работе это знаковое число. Я из практики вывел, что только наличие трех точек опоры у человека позволяет ему двигаться вперед. Если он нуждается в большем количестве опор, то еще не готов к росту. Если рискнул и начал движение, то часто это заканчивается неудачами.
Пора приводить примеры. Самый простой и понятный пример – это готовность ребенка ползти. Для того чтобы поползти, ребенок должен уметь удерживать себя на трех точках опоры: НОГА, РУКА и ЗРИТЕЛЬНАЯ опора. Рука и нога обеспечивают устойчивость, а зрительная – наполняет движение смыслом. Необходимо больше точек – не поползет, начнет прыгать. Попробует обойтись меньшим – упадет.
Когда ребенок учится ходить, то у него тоже есть три точки опоры: НОГА, ЗРИТЕЛЬНАЯ И УМОЗРИТЕЛЬНАЯ. Ребенок уже умеет удерживать в памяти образ и знает, что у мамы в шкафчике на кухне есть крупа. Ее так классно рассыпать по полу. И он идет целенаправленно из комнаты на кухню, к шкафчику. Идет на улицу смотреть на оленя. Знает, что там во дворе стоит горка. А ведь до этого он вспоминал о горке, только увидев ее перед собой. Человек развивается. Вы помните эти моменты перехода у своих детей? Его тело из предмета освоения становится обеспечением его активности, и опять три точки опоры, но уже совершенно другие.
На бизнес тренингах говорят, что для успешного развития нужно поставить цель и отчетливо представить себе ее. Называют это вИдением. Нужна стратегия – как двигаться к цели. Нужны средства – используя их, двигаться к цели. КУДА – КАК – ЧЕМ. На каждом этапе своего движения человек отвечает на эти вопросы. Пока пишу, пытаюсь придумать ситуацию, в которой было бы не так, и не получается. Может, вы поможете?
Остается ответить только на один вопрос. Он очень важен. Эта троица – это три кирпича. Но я точно знаю, что кирпичи прочно соединены вместе, когда их положили на раствор. Что является раствором в этом случае? Это эмоциональный раствор. Тут мы плавно переходим к составу этого раствора. Как в строительстве цементный раствор состоит из цемента, песка и воды, так и человеческий раствор состоит из эмоций, умения воспринимать и двигаться (сенсорика, моторика и рефлексия). Без этой троицы раствор – не раствор. Куда ни смотри: вглубь, ввысь и в стороны – везде у меня получается ТРИ.
P.S. Еще теория о трех уровнях мозга. Отец, мать и ребенок – семья. Мужчина должен сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и родить сына. Как применять число три, становится понятно. Осталось раскрыть тайну числа…
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.