Кажется, дети умнее и мудрее нас

Иногда кажется, что о детях я знаю…

Знаю, как они развиваются. Они развиваются так, как я знаю. Или я знаю, потому что они именно так развиваются. Я их чувствую. Я могу предугадывать многое из того, что произойдет, и как оно у них будет.

Я помню, как родился мой старший. Моя учительница-наставник-друг увидела, как я держу его на руках, и сказала, что у меня хорошие руки. Тогда это был комплимент, сейчас я скорее бы удивился, скажи она мне так. Это практика: сотни детей, которых я держал на руках.

Да, я умею предвидеть. Так я думал до недавнего времени, а дети так не думали. Они вообще не думали о том, что я думаю. Они живут вместе. В одном доме, в одном пространстве, в котором умудряются не конкурировать, а совместно жить. Рождение Глеба открыло новые грани в каждом ребенке. Старшие постоянно норовят подлезть к Глебу с поцелуями и поглаживаниями. Приходится даже отгонять, чтобы дать ребенку отдохнуть. Это очень радостно и приятно, но понятно. Это я мог предвидеть. Не в таком объеме, но мог.

Что я не мог предвидеть совершенно – это поведение Матвея. Я просто не верю, что ему 4 года. Я даже представить себе не мог, что за один день можно настолько повзрослеть. Он уступил Глебу роль самого маленького и стал о нем заботиться. Заботиться по-взрослому. Вытереть, надеть носочки. Если Глеб заплакал, то бежит качать или сразу зовет нас. Гладит его, показывает игрушки.

Я сегодня отошел от кровати, на которой лежал Глеб на самом краю (а он умеет уже перевернуться на бок), потому что там стоял Матвей. Я просто не напрягся. Только через некоторое время меня догнало. Вершиной было, когда он заснул с Глебом в одной комнате, и я после вебинара стал его переносить. Он в полусне сказал: «Тихо, тихо Глеб спит» – и сам заснул у меня на плече. И это при том, что он может спокойно играть и довольно громко играть, когда Глеб спит днем, и только очень громкие его игры мы переводим в дальние комнаты.

Как такое вообще возможно? Матвей «залюбленый» ребенок. Мы переживали, что он будет ревновать, расстраиваться. Он так стал себя вести, что любви и внимания теперь получает больше, чем до рождения Глеба.

Это как можно объяснить? Это план? Это расчет?

Я еще многого не знаю о детях. Это приятно и интересно.
Дети.
Есть ли границы их мудрости?
Кажется, нет.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.