Что стимулирует речь?

"Перестаньте понимать ребёнка, чтобы у него появилось желание говорить. Зачем ему говорить, если вы и так его понимаете". Такая простая рекомендация, которая на первый взгляд выглядит логичной и правильной, но только на первый взгляд.

При более пристальном рассмотрении видно другое: более вредной рекомендации для стимуляции детской речи трудно себе представить.

Вы понимали своего ребёнка с полужеста, угадывали его желание с одного звука. Ребёнок обращается к вам, просит поддержки и получает ее. Он осознает ценность общения. Ему трудно произносить звуки. Это может происходить по множеству причин, но точно не из вредности.

И вдруг вы перестаёте его понимать. Это шок для ребёнка, он не понимает почему, что он сделал не так, и в большинстве случаев это приводит не к попытке перейти на речь, а к отказу от общения и истерикам.

Да, у ребёнка возникает потребность говорить, когда он исчерпал возможность объяснить свои желания жестами. Вы его не понимаете и ему вдруг становится необходимым начать говорить. Он видит, что взрослые общаются между собой, вы общаетесь со старшими детьми, и у него есть понимание что нужно делать, но пока он не знает как.

Нужно не переставать понимать ребёнка, а расширять его интересы и потребности. Тогда естественным образом у него закончится арсенал жестов, он не сумеет объяснить, что хочет пойти на улице к тому дереву, на котором вчера увидел жучка.

В результате мы приходим к одному знаменателю, но в первом случае мы обижаем ребёнка, а во втором продолжаем поддерживать. Ребёнок чувствует, что мы хотим его понять, прикладываем массу усилий и такое поведение не ведёт к разрыву общения.

Это не противоречие - это разница в подходе: не перестать понимать, а расширить потребности, когда мы стараемся понять, но это не получается. Вот это стимулирует детскую речь. Будет непросто, но это движение вперёд.


❓ Вы уже столкнулись с задержкой развития речи или проблемами речи. Вас беспокоит, что ребенок не говорит совсем, говорит меньше или хуже сверстников, отстает от «нормы».

❓ Вы только начинаете приглядываться к специалистам и методикам. Вам важно понять алгоритм действий, который будет лучшим именно для вашего ребенка и комфортен всей семье.

❓ Вы устали бегать по специалистам и лавировать в противоречивых рекомендациях. Вам сложно выбрать конкретный способ помощи ребенку.

❓ Ваш ребенок сопротивляется вам и специалистам, он устал от ваших усилий «ему помочь». Вам нужно найти новый подход, чтобы обойти сопротивление.

Речь - это сложная функция, для формирования которой ребенку нужно овладеть множеством навыков. Об этом я подробно рассказываю на онлайн-практикуме “Речь и проблемы речи: откуда ноги растут”.

На практикуме вы:

🔸Составите диагностическую карту, чтобы понять, что именно "тормозит" формирование речи вашего ребенка.

🔸Узнаете, какие алгоритмы действий подобрать в вашем конкретном случае.

🔸Разберетесь, когда нужен специалист (логопед и т.д.), а когда он бесполезен.

🔸Поймете, что могут сделать родители самостоятельно и как важно уметь ждать и не экзаменовать ребенка.

Как все устроено? После регистрации на курс вы получите доступ к личному кабинету, в котором можно:

  • посмотреть 4 обучающих вебинара в записи;
  • выполнить самостоятельно практические домашние задания;
  • прослушать 3 онлайн-сессии "вопрос-ответ" в записи с наиболее частыми вопросами родителей по проблемам детской речи;
  • получить личную мини-консультация онлайн по диагностической карте, построенной участником курса (для тарифа "Оптимальный").

Успевайте за важными знаниями в помощь вашему "молчуну"!


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.