Что стимулирует речь?

"Перестаньте понимать ребёнка, чтобы у него появилось желание говорить. Зачем ему говорить, если вы и так его понимаете". Такая простая рекомендация, которая на первый взгляд выглядит логичной и правильной, но только на первый взгляд.

При более пристальном рассмотрении видно другое: более вредной рекомендации для стимуляции детской речи трудно себе представить.

Вы понимали своего ребёнка с полужеста, угадывали его желание с одного звука. Ребёнок обращается к вам, просит поддержки и получает ее. Он осознает ценность общения. Ему трудно произносить звуки. Это может происходить по множеству причин, но точно не из вредности.

И вдруг вы перестаёте его понимать. Это шок для ребёнка, он не понимает почему, что он сделал не так, и в большинстве случаев это приводит не к попытке перейти на речь, а к отказу от общения и истерикам.

Да, у ребёнка возникает потребность говорить, когда он исчерпал возможность объяснить свои желания жестами. Вы его не понимаете и ему вдруг становится необходимым начать говорить. Он видит, что взрослые общаются между собой, вы общаетесь со старшими детьми, и у него есть понимание что нужно делать, но пока он не знает как.

Нужно не переставать понимать ребёнка, а расширять его интересы и потребности. Тогда естественным образом у него закончится арсенал жестов, он не сумеет объяснить, что хочет пойти на улице к тому дереву, на котором вчера увидел жучка.

В результате мы приходим к одному знаменателю, но в первом случае мы обижаем ребёнка, а во втором продолжаем поддерживать. Ребёнок чувствует, что мы хотим его понять, прикладываем массу усилий и такое поведение не ведёт к разрыву общения.

Это не противоречие - это разница в подходе: не перестать понимать, а расширить потребности, когда мы стараемся понять, но это не получается. Вот это стимулирует детскую речь. Будет непросто, но это движение вперёд.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.