Что стимулирует речь?
"Перестаньте понимать ребёнка, чтобы у него появилось желание говорить. Зачем ему говорить, если вы и так его понимаете". Такая простая рекомендация, которая на первый взгляд выглядит логичной и правильной, но только на первый взгляд.
При более пристальном рассмотрении видно другое: более вредной рекомендации для стимуляции детской речи трудно себе представить.
Вы понимали своего ребёнка с полужеста, угадывали его желание с одного звука. Ребёнок обращается к вам, просит поддержки и получает ее. Он осознает ценность общения. Ему трудно произносить звуки. Это может происходить по множеству причин, но точно не из вредности.
И вдруг вы перестаёте его понимать. Это шок для ребёнка, он не понимает почему, что он сделал не так, и в большинстве случаев это приводит не к попытке перейти на речь, а к отказу от общения и истерикам.
Да, у ребёнка возникает потребность говорить, когда он исчерпал возможность объяснить свои желания жестами. Вы его не понимаете и ему вдруг становится необходимым начать говорить. Он видит, что взрослые общаются между собой, вы общаетесь со старшими детьми, и у него есть понимание что нужно делать, но пока он не знает как.
Нужно не переставать понимать ребёнка, а расширять его интересы и потребности. Тогда естественным образом у него закончится арсенал жестов, он не сумеет объяснить, что хочет пойти на улице к тому дереву, на котором вчера увидел жучка.
В результате мы приходим к одному знаменателю, но в первом случае мы обижаем ребёнка, а во втором продолжаем поддерживать. Ребёнок чувствует, что мы хотим его понять, прикладываем массу усилий и такое поведение не ведёт к разрыву общения.
Это не противоречие - это разница в подходе: не перестать понимать, а расширить потребности, когда мы стараемся понять, но это не получается. Вот это стимулирует детскую речь. Будет непросто, но это движение вперёд.
❓ Вы уже столкнулись с задержкой развития речи или проблемами речи. Вас беспокоит, что ребенок не говорит совсем, говорит меньше или хуже сверстников, отстает от «нормы».
❓ Вы только начинаете приглядываться к специалистам и методикам. Вам важно понять алгоритм действий, который будет лучшим именно для вашего ребенка и комфортен всей семье.
❓ Вы устали бегать по специалистам и лавировать в противоречивых рекомендациях. Вам сложно выбрать конкретный способ помощи ребенку.
❓ Ваш ребенок сопротивляется вам и специалистам, он устал от ваших усилий «ему помочь». Вам нужно найти новый подход, чтобы обойти сопротивление.
Речь - это сложная функция, для формирования которой ребенку нужно овладеть множеством навыков. Об этом я подробно рассказываю на онлайн-практикуме “Речь и проблемы речи: откуда ноги растут”.
На практикуме вы:
🔸Составите диагностическую карту, чтобы понять, что именно "тормозит" формирование речи вашего ребенка.
🔸Узнаете, какие алгоритмы действий подобрать в вашем конкретном случае.
🔸Разберетесь, когда нужен специалист (логопед и т.д.), а когда он бесполезен.
🔸Поймете, что могут сделать родители самостоятельно и как важно уметь ждать и не экзаменовать ребенка.
Как все устроено? После регистрации на курс вы получите доступ к личному кабинету, в котором можно:
- посмотреть 4 обучающих вебинара в записи;
- выполнить самостоятельно практические домашние задания;
- прослушать 3 онлайн-сессии "вопрос-ответ" в записи с наиболее частыми вопросами родителей по проблемам детской речи;
- получить личную мини-консультация онлайн по диагностической карте, построенной участником курса (для тарифа "Оптимальный").
Успевайте за важными знаниями в помощь вашему "молчуну"!
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.