Что круто поменяло мое отношение к жизни и работе
Я много лет работал с детьми с особенностями в развитии. У меня были хорошие результаты и хорошая репутация.
Для меня очень важен результат. Результат, который должен наступить молниеносно. Пусть незначительный, но здесь и сейчас.
В работе с детьми с особенностями результата приходилось ждать месяцами. Он был заметен и крут в контексте ситуации, но это не совпадало со мной.
Мне приходилось постоянно ждать. Ждать я не умею – это совсем не моя сильная сторона.
Кажется, что мелочь, но привело это к неприятным последствиям. Постоянное напряжение, постоянный контроль эмоций истощали меня. Началась анорексия. Это стало понятно, когда моя коллега увидела, как я, не замечая ее присутствия, разговариваю с котлетой и уговариваю её во мне остаться.
Было долгое восстановление. Около полугода я просто не испытывал чувство голода и не хотел спать. Знал, что нужно поесть и поспать, и делал это. Были случаи, когда я вспоминал, что не ел уже три дня.
На два года я ушел из профессии. На фото я примерно в тот период, перед “отпуском”. Вернулся к работе с детьми только в 2015. Сейчас я работаю только с “нормой”. Детей с особенностями на сопровождении у меня почти нет.
Мое мнение: если вы работаете с детьми (да и с взрослыми), если у вас есть дети, вы должны четко понимать, где ваши слабые и сильные стороны и прокачивать сильные.
Меня часто спрашивают, как мне удается так много работать с детьми и не выгорать. Когда я в бассейне, то работаю по 5-6 часов в гидрокостюме с группами разной степени шилопопности. Ну и понятно, что кроме этого график бешеный: консультации, скайп, вебинары. Еще есть жена и дети. Я устаю, конечно, сильно, но как будто не устаю.
Я заряжаюсь от детей. От этой быстрой и откровенной обратной связи. Дети до года – это вообще уникально. Чуть-чуть, один поворот, одна мысль, и ребёнок переворачивается, идет, научается фокусироваться. Это тот самый молниеносный результат, который мне нужен, чтобы был драйв.
Когда мы пытаемся ценить то, что нам не ценно, делать то, что нам не свойственно – это уничтожает нас. Я стал чувствовать это состояние кожей. Когда я приезжаю на консультации в семьи, то часто сталкиваюсь с такими ситуациями, когда родители делают то, что им не свойственно. Из последнего: пытаются соблюдать строгий режим, когда для них это совершенно не характерно – жить по часам. При этом для таких людей часто естественно действовать по обстоятельствам. Из своего опыта отца и специалиста я знаю, что режим остается практически неизменным, но не нужно тратить силы на контроль и с внутренней дрожью смотреть на часы.
Пример из моей личной жизни. Очень важно ребенку читать. Действительно важно, но лично мне не нравятся многие книги. Мне не интересно читать истории о Колобке и кисельных берегах, но интересно читать «Детей капитана Гранта». Я хочу показать ребенку, что читать приятно и интересно. Как я это могу сделать, если мне не нравится читать о Колобке и единственное, что я буду делать – оттягивать этот момент?
Еще из личных примеров. Важно гулять с ребенком и физически нагружать его, но ничто меня так не бесит, как стояние столбиком на детской площадке. У меня есть обвязки, карабины и веревки. Со старшим сыном мы играли в альпинистов и отутюжили пузом все окружающие овраги.
Если вы делаете то, что вам по душе, то, что действительно получается, у вас не возникает вопроса: бороться или получать удовольствие?
Ответ очевиден. Но так ли происходит на самом деле? Я вижу, что нет. В большинстве случаев мы выбираем бороться. Кто и когда вбил нам в голову, что настоящего, стоящего результата можно добиться только тогда, когда тяжело? Тяжело, устал – значит, поработал. Легко – это не работа. Поигрались. Полезное вкусным не бывает.
Я люблю детей, и у меня получается с ними договариваться и быть на одной волне. «У нас так не получится придумывать» – часто слышу я от родителей. А я не придумываю. Я делаю то, что мне хочется делать, а хочется мне получать удовольствие от общения с ребенком. И я его получаю, и больше нет правил. Я предлагаю ребенку делать то, что нравится мне, и только тогда получается взаимодействие.
Важно изначально принять мысль, что с ребенком любого возраста можно делать то, что нравится вам, и с удовольствием общаться с ребенком. Воспитание ребенка – это работа, которая может быть приятной, но только в том случае, если вы используете свои сильные стороны и делаете то, что вам самим нравится.
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.