Во что играть в каждом возрасте и когда пора менять игрушки?

Когда мы заходим в магазин игрушек, то сразу видим деление игрушек на прилавках по возрастам:
– игрушки для самых маленьких жителей (до 6 месяцев);
– потом идут игрушки для детей постарше (до 1,5 – 2 лет).
На этих полках обильно красуются “развивающие игрушки”. Термин мне этот непонятен.
Все игрушки развивающие, если они честные и подходят по возрастным потребностям. Дальше расскажу подробнее.

Четкую границу по возрасту дальше провести тяжело и магазины игрушек расставляют игрушки по темам. Отдельно машинки и куклы, роботы, мягкие игрушки… Разделяют еще игрушки на девчачьи и пацанские. Есть черно-голубые полочки и розовые полочки.

В моем представлении невозможно разделить игрушки по возрастам.
Единственные критерий, по которому можно разделить игрушки по возрастам – безопасность.

Итак, критерий первый: безопасность.

Например, самому маленькому ребенку я спокойно дам пакет играть, а наличие зубов у того же ребенка будет ограничением для меня, так как ребенок может оторвать маленький кусок, попадание которого в дыхательные пути может быть опасным.

Или я не дам 4-х месячному ребенку ложку не потому, что она не полезна ему. Не дам, потому что придется сидеть возле него и следить, а иначе он в считанные секунды перевернет ее засунет всю ручку в рот. Пока ребенок не умеет выполнять точных движений я не буду давать ребёнку ложки, фломастеры, карандаши и т.д.

Критерий второй: честность.

На фотографии этого поста популярная игрушка. Внутри крыльев – слюда. Мягкие крылья шуршат. Так не бывает. Мы с вами понимаем, что плюш не шуршит, не звенит, а ребенок впитывает этот опыт. Бережно кладет его в библиотеку своего опыта и делает выводы. Это обман и ребенок научается… игнорировать. Возникает новизна – пропускает, не приобретает новый опыт или приобретает его дольше. Это может быть с новой едой – не хочу, с одеждой, обувью – не хочу. Заело в подростковом возрасте одно и хоть ты тресни. Мини неудобный опыт на протяжении жизни: ношу, люблю одно и тоже. Туфли с острым носом.

Критерий третий: возрастные потребности. Как пример, давайте возьмем несколько периодов.

Ребенок возраста 3 – 6 месяцев – “Я изучаю”

Ребенок с 3 месяцев до полугода – это комбайн, для которого важно количество и разное качество. Ребенок активно накапливает библиотеку опыта. В этом возрасте ребенку важно получать разный сенсорный опыт и чем больше он познает, тем проще ему будет потом его использовать.

Именно в этот момент с магазинами игрушек не складывается. Если посмотреть на прилавки, то там висят совершенно одинаковые на ощупь игрушки, которые немного отличаются по форме и цвету, но тактильно совершенно одинаковы. Купив пять игрушек в магазине, мы даем ребенку один опыт. Ощущение гладкого пластика, который никогда не поменяет форму, шуршащего бархат-обманки или звенящего мягкого слоненка, который звенеть не должен.

Самые лучшие игрушки для ребенка в этом возрасте улетают без нашего сожаления в мусорное ведро. Это различные упаковки. Производитель упаковывает в разное: фольга, пергамент, коробочки. И у каждого производителя не только картинки разные, но и толщина, плотность… Это лучшие развивающие игрушки для этого возраста.

Я про себя называю это «мусорным ведром». Перед тем, как выкинуть: помой и дай ребенку. Получается большая польза для ребенка и совершенно без затрат для семьи.

Еще можно залезть в шкаф и раздербанить старые вещи, которые вы не смогли выкинуть, но уже никогда не оденете. Не зря сохраняли.

Для этого возраста вообще нет неподходящих игрушек. Только безопасность является адекватным ограничителем. И магазины нам тут не союзники.

Ребенок от 6 мес до 1 года. “Получение реакции от окружающих”

Этот период отличается от предыдущего тем, что ребенок уже в основном не исследует предмет, а исследует впечатление, которое он производит на окружающих, когда этот предмет оказался у него в руках. Или сам производит впечатление.

Дети обучаются общаться и целенаправленно добиваться своего. Именно в этом возрасте, сидя на стульчике для кормления, ребенок может много раз кидать ложку на пол и с кайфом ждать, когда вы ее поднимите. У меня в семье часто слышна фраза: «ААААА Глеб!» Если меня нет в комнате, то я по звукам понимаю, что он достал всю посуду из ящика и раскидывает по кухне, разрушил постройку Матвея… Ребенок будет производить впечатление: влезать в любую активность всех членов семьи.

Еще ребенок в этом возрасте активно познает формы. Он начинает не только засовывать в рот игрушки (засовывание в рот уменьшается кратно и активно используется только с новыми предметами), но начинает их крутить и ставить. Так он понимает, что квадратное можно ставить, а круглое катить. Мы часто можем видеть. Как ребенок, взяв кубик начинает его крутить.

В данном возрасте добавляется еще одно ограничение – возможный ущерб. Ущерб себе и предметам.

Итак, четвертый критерий – возможный ущерб.

И опять магазины игрушек нам не союзники в этот период. Достаточно того, что у нас уже есть в доме на данный момент.

Можно подвести такой итог. Тратить деньги на игрушки для ребенка до года не имеет смысла. Оставьте это для гостей, которые заедут и купят ребенку в подарок красивую модную игрушку из магазина и этого будет достаточно.

Возрастные потребности детей надо насыщать. Если говорить про период от 0 до 1 года, то потребности периода до года:набирать ощущений понимание качества, формы, льется/не льется, катится/стоит, до 7 месяцев, а дальше манипуляции: шкафчики, кастрюли – опыт соединяется.

В периоде до года задача родителя – не потратить кучу денег и верить ребенку.

У других возрастов уже будут другие задачи, более сложные для родителя.


🔹 Как правильно и гармонично развивать ребенка на каждом этапе взросления?
🔹 Как скомпенсировать родительские "косяки"?
🔹 Как справляться с разными состояниями ребенка: истерики, нежелание учиться и многое другое...
🔹 Правила эффективной мотивации и воспитание успешного ребенка.
🔹 Как научиться лучше понимать своего ребенка и выстроить с ним гармоничные отношения?

Об этом и многом другом я рассказываю на моем авторском онлайн-Практикуме "Секреты детства для счастливого будущего". Рассказываю о том, как устроен ребенок от 0 до 12 лет в связке "Тело-эмоции-психика". Ребенок - это целостное создание, где тело, эмоции и психика неразрывны.

"Я слушала практикум, когда дочь была 6тимесячной. каждая лекция впиталась целиком. Уже прошли 1,5 года я опираюсь на концепции развития, данные Олегом в работе даже со взрослыми. при том, что я психолог и теории разной и практики валом итак. Его подход прост и естественен и через пример с младенцем многое можно понять даже в бизнес ситуациях"

До 16 октября открыта ранняя регистрация со скидкой 40% и видео-бонусом "Откаты в развитии ребенка". Возможна рассрочка и скидка многодетным.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.