Во что играть в каждом возрасте и когда пора менять игрушки?

Когда мы заходим в магазин игрушек, то сразу видим деление игрушек на прилавках по возрастам:
– игрушки для самых маленьких жителей (до 6 месяцев);
– потом идут игрушки для детей постарше (до 1,5 – 2 лет).
На этих полках обильно красуются “развивающие игрушки”. Термин мне этот непонятен.
Все игрушки развивающие, если они честные и подходят по возрастным потребностям. Дальше расскажу подробнее.

Четкую границу по возрасту дальше провести тяжело и магазины игрушек расставляют игрушки по темам. Отдельно машинки и куклы, роботы, мягкие игрушки… Разделяют еще игрушки на девчачьи и пацанские. Есть черно-голубые полочки и розовые полочки.

В моем представлении невозможно разделить игрушки по возрастам.
Единственные критерий, по которому можно разделить игрушки по возрастам – безопасность.

Итак, критерий первый: безопасность.
Например, самому маленькому ребенку я спокойно дам пакет играть, а наличие зубов у того же ребенка будет ограничением для меня, так как ребенок может оторвать маленький кусок, попадание которого в дыхательные пути может быть опасным.
Или я не дам 4 месячному ребенку ложку не потому, что она не полезна ему. Не дам, потому что придется сидеть возле него и следить, а иначе он в считанные секунды перевернет ее засунет всю ручку в рот. Пока ребенок не умеет выполнять точных движений я не буду давать ребёнку ложки, фломастеры, карандаши и т.д.

Критерий второй: честность.
На фотографии этого поста популярная игрушка. Внутри крыльев – слюда. Мягкие крылья шуршат. Так не бывает. Мы с вами понимаем, что плюш не шуршит, не звенит, а ребенок впитывает этот опыт. Бережно кладет его в библиотеку своего опыта и делает выводы. Это обман и ребенок научается… игнорировать. Возникает новизна – пропускает, не приобретает новый опыт или приобретает его дольше. Это может быть с новой едой – не хочу, с одеждой, обувью – не хочу. Заело в подростковом возрасте одно и хоть ты тресни. Мини неудобный опыт на протяжении жизни: ношу, люблю одно и тоже. Туфли с острым носом.

Критерий третий: возрастные потребности.

Как пример, давайте возьмем несколько периодов.

3 – 6 мес – “Я изучаю”
Ребенок с 3 месяцев до полугода – это комбайн, для которого важно количество и разное качество. Ребенок активно накапливает библиотеку опыта. В этом возрасте ребенку важно получать разный сенсорный опыт и чем больше он познает, тем проще ему будет потом его использовать.

Именно в этот момент с магазинами игрушек не складывается. Если посмотреть на прилавки, то там висят совершенно одинаковые на ощупь игрушки, которые немного отличаются по форме и цвету, но тактильно совершенно одинаковы. Купив пять игрушек в магазине, мы даем ребенку один опыт. Ощущение гладкого пластика, который никогда не поменяет форму, шуршащего бархат-обманки или звенящего мягкого слоненка, который звенеть не должен.

Самые лучшие игрушки для ребенка в этом возрасте улетают без нашего сожаления в мусорное ведро. Это различные упаковки. Производитель упаковывает в разное: фольга, пергамент, коробочки. И у каждого производителя не только картинки разные, но и толщина, плотность… Это лучшие развивающие игрушки для этого возраста.
Я про себя называю это «мусорным ведром». Перед тем, как выкинуть: помой и дай ребенку. Получается большая польза для ребенка и совершенно без затрат для семьи.
Еще можно залезть в шкаф и раздербанить старые вещи, которые вы не смогли выкинуть, но уже никогда не оденете. Не зря сохраняли.
Для этого возраста вообще нет неподходящих игрушек. Только безопасность является адекватным ограничителем. И магазины нам тут не союзники.

От 6 мес до 1 года. “Получение реакции от окружающих”

Этот период отличается от предыдущего тем, что ребенок уже в основном не исследует предмет, а исследует впечатление, которое он производит на окружающих, когда этот предмет оказался у него в руках. Или сам производит впечатление.
Дети обучаются общаться и целенаправленно добиваться своего. Именно в этом возрасте, сидя на стульчике для кормления, ребенок может много раз кидать ложку на пол и с кайфом ждать, когда вы ее поднимите. У меня в семье часто слышна фраза: «ААААА Глеб!» Если меня нет в комнате, то я по звукам понимаю, что он достал всю посуду из ящика и раскидывает по кухне, разрушил постройку Матвея… Ребенок будет производить впечатление: влезать в любую активность всех членов семьи.
Еще ребенок в этом возрасте активно познает формы. Он начинает не только засовывать в рот игрушки (засовывание в рот уменьшается кратно и активно используется только с новыми предметами), но начинает их крутить и ставить. Так он понимает, что квадратное можно ставить, а круглое катить. Мы часто можем видеть. Как ребенок, взяв кубик начинает его крутить.
В данном возрасте добавляется еще одно ограничение – возможный ущерб. Ущерб себе и предметам.
Итак, четвертый критерий – возможный ущерб.

И опять магазины игрушек нам не союзники в этот период. Достаточно того, что у нас уже есть в доме на данный момент.

Можно подвести такой итог. Тратить деньги на игрушки для ребенка до года не имеет смысла. Оставьте это для гостей, которые заедут и купят ребенку в подарок красивую модную игрушку из магазина и этого будет достаточно.

Возрастные потребности детей надо насыщать. Если говорить про период 0-1, то потребности периода до года: набирать ощущений понимание качества, формы, льется/не льется, катится/стоит  (до 7 мес), а дальше манипуляции: шкафчики, кастрюли – опыт соединяется.
В периоде до года задача родителя – не потратить кучу денег и верить ребенку.

У других возрастов уже будут другие задачи, более сложные для родителя.

Вам может быть интересно:

Узнайте про возрастные потребности, игры/игрушки, бардак в детской, важность ничегонеделания и как обеспечить сенсорную интеграцию дома. Видео-курс из 2 вебинаров Естественное развитие ребенка .

Статьи: 

Развивающие коврики

Развитие крупной моторики по месяцам

Игры на улице ( 6мес -1,5 г )