Убирать или не убирать игрушки?

Всем мамам, уставшим от уборки игрушек, посвящается.

Каждый родитель сталкивается с горой игрушек в комнате детей да и по всей жилой площади. Помногу раз мы подбираем игрушки, чтобы потом увидеть ту же гору в том же месте. Это раздражает, а иногда и бесит.

Почему для детей так важно, чтобы игрушки валялись и были всегда под рукой? Тут надо вспомнить, сколько времени ребенок может быть включен в одну деятельность, и все встает на свои места. Ребенок в возрасте до 3 лет не может на одном виде деятельности удерживать внимание больше 5 минут. Он постоянно переключается с одного вида деятельности на другой. Это приводит к тому, что он разбрасывает игрушки. Он то одним занят, то другим, а потом и вовсе бросает игрушки и уходит в другое место. Проходит немного времени, и ребенок возвращается к оставленным игрушкам. Каково же его удивление, что их там уже нет, и он начинает восстанавливать свое игровое пространство по-новому. Возникает ощущение, что дети издеваются над нами. Нет не издеваются, а хотят закончить начатое.

Игрушки убирать не надо. Их нужно оставлять на некоторое время в том виде, в котором ребенок их оставил, и тогда у него есть возможность доделать, прожить опыт до конца.

Что мы приобретаем, когда перестаем убирать игрушки за ребенком?

У ребенка появляется возможность прожить опыт до конца, а это важно для развития ребенка. Мама перестает испытывать чувство вины – “я плохая хозяйка”. Мама перестает раздражаться на поведения ребенка, когда он разбрасывает игрушки заново. Это даже начинает радовать, так как ребенок хочет доделать до конца начатое. Разве может не нравиться желание доделать до конца? Это очень ценное качество, которое потом сильно помогает в жизни каждому человеку. А отсутствие привычки доделывать – мешает в дальнейшей жизни.

Десять раз подумайте перед тем, как начать уборку игрушек. А если решили убирать, то убирайте те игрушки, которые ребенок уже некоторое время не использует в своей игре. Спотыкаться о игрушки приятно – это напоминает о том, что ребенок умен и активен. Я за умных и активных. Для справки: мои 120 м2 постоянно завалены игрушками, и я постоянно манку отделяю от сахарного песка, из кофе достаю рис и обнаруживаю, что полная бутылка растительного масла закончилась за один вечер. Мой ребенок умеет готовить яичницу в свои 3,5 года. Яйца, правда, разбивает особым образом: бьет их ножом, а потом выжимает в сковороду.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.