Спорт дал мне многое

Когда мне исполнился год, меня отправили в санаторий в ясельную группу на месяц. Представляете, такие были в советское время.

Там я заболел воспалением легких, а что случилось потом, никто не знает точно. Но вернули меня родителям с параличом нижних конечностей. Я пошел в 10 месяцев, потом санаторий – и больше года лежал. Опять пошел в 2,5 года. Матушка рассказывала, что вошла в комнату, а я стоял в кроватке. Еще рассказывала о моем отказе сидеть в коляске или на санках: только пешком, только идти. Может, отсюда мое умение ощущать потребности ребенка?

Я пошел на бальные танцы, которые меня в прямом смысле вылечили. Со второй четверти первого класса я приходил из школы с температурой под 39. Ложился спать, просыпался, делал уроки и убегал гулять. И так каждый день. В школе в то время ввели занятия ритмикой. Где-то в октябре преподаватель вошла в класс и предложила прийти к ней заниматься бальными танцами в клуб. Мальчик вышел к ней перед всем классом. Я 6 лет занимался бальными танцами. Я очень болезненно реагировал на насмешки одноклассников и переживал, но только не в этом случае. Уже после нового года я перестал приходить из школы с температурой, т. е. стал выдерживать школьную нагрузку благодаря спорту.

Потом – биатлон и часто запредельные нагрузки. И никто не мог даже предположить, что у меня были трудности с ходьбой. Потом – институт. И именно в год моего поступления открывается кафедра реабилитации. Все явно не просто так.

Добавлю, что диагноз не помешал мне победить в дуэльной стрельбе в военноприкладном многоборье и стать обладателем разрядов по биатлону, лыжам, зимнему ориентированию на лыжах.

Спорт может многое дать ребенку, многое компенсировать. В большинстве случаев для подросших детей одним из инструментов компенсации сложностей является спорт. Что бы то ни было: дезадаптация в школе, истерики, неврологические диагнозы, диагнозы ортопедов. Важно правильно подобрать: чтобы и задачу решало, и ребенку было интересно.

Я люблю “прописывать” спорт на консультациях.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.