Развивающие коврики

Практически в каждом доме вместе с появлением ребенка появляется чудо-коврик. Его предназначение для меня было и остается загадкой. Его называют развивающим ковриком. Но вот что он развивает? Давайте вместе разберемся.

В возрасте до трех месяцев ребенок активно изучает, щупает, осматривает и познает. И развивающие коврики, по идее, должны обеспечивать эти потребности ребенка. И задумка неплохая: лежит ребенок на мягкой поверхности, и еще много интересного вокруг него, все можно рассмотреть. И тут первый вопрос: вы сами ложились на место ребенка и пробовали посмотреть его глазами на игрушки, которые висят? Я пробовал. Виды потрясают.

Приблизительно такие виды перед взором ребенка. Думаете, это лучший представитель своего класса?

Тогда посмотрите на этот экземпляр. Особенно хороши слон и жираф. Пожалуй, тут комментарии лишние.

Вы сейчас не бегите сразу смотреть на свой коврик, так как через пару минут придется бежать еще раз и проверять другие достоинства этих произведений промышленности.

Таких развивающих ковриков большинство, но это не значит, что нет ковриков немного лучше. Есть. И вот один из них. Этот коврик отвечает потребностям ребенка в “разглядеть, взять, засунуть в рот и попробовать”.

Лежа на нем, ребенок видит игрушку с яркой стороны и может до нее достать. Это, безусловно, лидер в данной номинации из представленных ковриков. Вот только цена у него сразу переваливает за 8000 р.

Но давайте теперь поговорим об основной потребности ребенка. Ребенок в этом возрасте все берет в руки, щупает и засовывает в рот. Это очень важно. Рот – это основной сборщик и обработчик информации у ребенка. Когда он засовывает игрушку в рот и одновременно держит ее рукой, то у него формируется умение ощупывать руками. Через некоторое время у ребенка пропадает необходимость все пробовать на язык. Почему я так уверен, что пробовать на язык – это важно и это самый информативный способ, который не обманывает?

Расскажу одну историю из своей жизни. Один раз я покупал своей матушке мясорубку и провел исследование. Выяснилось, что покупать мясорубку надо такую, у которой шкиф железный. Это такая деталь, куда вставляется рабочая часть мясорубки. Я пересмотрел кучу мясорубок и вдруг увидел одну, у которой я не мог определить, из чего сделан шкиф, ни на глаз, ни на ощупь. Тогда я просто полизал эту часть и понял, что это пластик. Купил другую.

Вот возникает вопрос: как ребенок сможет засунуть в рот эти игрушки? И это ведь один из лучших представителей ковриков. На нем игрушки обращены к ребенку. Но ни притянуть к себе, ни попробовать на вкус у ребенка не получится. Значит, родителям придется опускать игрушки, чтобы ребенок смог засунуть их в рот. Но тогда они будут бить его по голове при любом движении. Надо мастерить резинку от трусов, подбирать ее упругость. Покупаем, переделываем и пускаем в использование. Зачем покупать тогда, когда можно сделать самому?

Еще раз сбегали к коврику? Проверили высоту расположениям игрушек?

Сейчас еще раз придется сходить к нему и проверить свое важное.

В каждом коврике есть такие места, которые шуршат. И вот удивительно, что их отличить по внешнему виду от других мест на коврике совершенно невозможно. Только на ощупь. Помните, что важно для ребенка? Увидеть – пощупать – приобрести знания о качестве и свойствах предмета. Эта цепочка дает нам возможность в будущем определять качество ткани на взгляд, понимать: мы видим жесткое или мягкое. Очень много чего мы можем потом определить визуально, опираясь на наш прежний опыт. А что получает ребенок на этом коврике? Он видит ткань, которая ничем не отличается от ткани в 5 см в сторону, но одна и та же ткань в одном месте шуршит, а в другом – нет. Как правильно? Что должен подумать ребенок и каким сказочным образом он в свои три месяца от роду должен понять, что добрые тети и дяди в одном месте зашили слюду? А он слюду хоть раз видел в своей жизни? Это мы, взрослые, понимаем, что там внутри есть еще прослойка. Для ребенка это – культурный шок и сшибка единого представления о качестве предмета.

Ну и напоследок: самое нужное и ценное в ковриках – это значок сигнала где-то в его недрах, который и взрослый человек не сразу найдет в первый раз. Нажимаешь на это место – и оно пищит. Это для кого и зачем? Предлагаю вам самим ответить на этот вопрос.

Вывод простой – эти коврики делают для тех, кто платит. Поэтому и мордочки зверей обращены к ним.


«Мамы и малыши», - так я решил назвать полезную неделю с 18 по 25 октября, посвящённую тем, кто заботится о самых маленьких.

Я все время говорю про правильную расстановку «акцентов». На неделе про малышей ударение мы будем ставить на три важных пункта:

Спокойствие. Чем важнее задача, тем больше страх ошибки. Я хочу узнать у вас, мам малышей, моих подписчиц, что вас тревожит, из-за чего вы переживаете. Обсудим, что даёт нам уверенность в себе и когда действительно стоит волноваться.

Своевременность. «Как ничего не упустить?» и «Можно ли навредить ранним развитием?» - я часто слышу эти вопросы от одних и тех же родителей. Нужен баланс. На неделе мы спросим, о чем жалеют мамы уже подросших детей. Поговорим о бесполезности чувства вины за прошлое и возможностях улучшить ситуацию в будущем.

Осознанность. Маму малыша можно сравнить с магнитом, притягивающим полезные советы. Редкий человек не поделится опытом, что уж говорить о ближайшем окружении, которое зачастую настаивает. Сразу скажу, следовать всем советам невозможно. Обсудим, что делать с хорошими и одновременно противоречивыми рекомендациями.

Участники недели с 18 по 25 октября будут получать полезную информацию про малышей, напоминания об эфирах, ссылки на эфиры в записи. Особенно рекомендую зарегистрироваться тем, кто с нами недавно.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.