Про подготовку к школе и не только

Не сидит на месте.
Не читает. Не пишет.
Идти в школу в этом году или подождать еще год?
Что должно измениться за этот год?
Какую школу подобрать, чтобы моему ребёнку было проще и комфортнее?
К каким специалистам обращаться за помощью?

На всех этих вопросах мы часто спотыкаемся. Невролог говорит, что ничего критичного – здоров. Педиатр не имеет вопросов к ребёнку по своей части – здоров. Родители знают, что умен и сообразителен, когда ему это интересно.

Чтобы понять, что делать и куда дальше двигаться, нужно проанализировать две вещи:

  • чего требует от ребёнка школа, какие навыки важны для обучения;
  • что уже умеет ребёнок из того, что требует школа.

Что же просит школа?

  • Дисциплина. Умение выполнять задание по требованию, а не по желанию, соблюдать правила, не мешать.
  • Удержание внимания.
  • Навыки общения.
  • Объем знаний.

Знания не просто так оказались на последнем месте. Если знаешь, но не выдаешь свои знания по первому требованию – равно «не знаешь». Помню, у нас в походах была фраза: «Баклан, прилетевший поздно, приравнивается к баклану, пролетевшему мимо».

Не на последнем месте стоит умение контролировать свои эмоции. Когда эмоции зашкаливают, то мы все нарушаем правила. Эмоции мы проявляем телом. Например: «Я знаю!! Я знаю ответ!». Вскочил, пошёл, не выслушал указания учителя, помешал. Некомфортный, неудобный ребёнок для обучающего процесса. Мощные эмоциональные проявления зачастую блокируют возможность успешного обучения. Дисциплина зачастую зависит от умения контролировать свое тело, умения сдерживать свои эмоции.

Умный, сообразительный ребенок, но постоянно отвлекается. Такую характеристику мы часто слышим от учителей. Речь идет об удержании внимания. Удержание внимания, в первую очередь – это удержание зрительной фиксации. Я умею долго, не отводя взгляда, смотреть на доску, смотреть в книгу, смотреть в тетрадь. Это очень важное умение для обучающего процесса.

Получается так, что для успешного обучения ребенку необходимо уметь контролировать свое тело, через которое обеспечивается контроль над эмоциями и удержание внимания. Это фундамент, базовая функция для обеспечения обучения.

Когда эта функция включается? Начинается всё с самого старта: с родов и младенчества. Именно с рождения формируются особенности тонуса. Я фактически 20 лет (18 с копейками) отработал с детьми с особенностями развития, и я видел в медленном темпе влияние на развитие ребенка работы сенсорных систем, систем организма, рефлекторной сферы, тонуса. У детей с инвалидностью реакция несколько размазана во времени, что это позволяет многое замечать. Там я научился замечать мелкие подробности, определять и понимать, на что воздействовать.

Почему именно про старт жизни человека так много говорят психофизиологи, психологи? Почему об этом так много говорю я?
Что происходит в родах? Большая часть рефлекторных, приспособительных реакций запускается именно на этом этапе. Такой первый «запуск» напрямую влияет на то, как простраиваются с самого начала сенсорные системы и организация тонуса.

Сенсорные системы отвечают за наше восприятие информации: зрение, слух, тактильный анализатор, вестибулярный аппарат. Это, в свою очередь, мощно влияет на поведение и общение.

В младенческом возрасте ребёнок осваивает моторные навыки. Одновременно с развитием моторики мощно развиваются сенсорные системы. Расширяется зрительное пространство, формируются вестибуло-моторные реакции, развивается тактильный анализатор, ребенок научается понимать, какую позу он занимает в пространстве, не глядя на себя в зеркало. Всё это является базой для обучения. Объем зрительного пространства, умение фиксировать взгляд одновременно с умением ощущать свою кисть обеспечивают функцию письма. По похожей схеме можно оценить умение слушать и слышать.

Кроме самого обучающего процесса, всё вышеперечисленное дает возможность общаться, о которой мы говорили с самого начала. Даже если ребёнок хорошо обучается, но его поведение в детском саду или в школе вызывает нарекания, у него есть риск выпасть из системы.

Поэтому, когда родители ко мне обращаются с вопросами поведения ребенка, трудностями в обучении (слышит с пятого раза, истерики, делает только то, что самому нравится…), я в первую очередь оцениваю тонус и работу сенсорных систем. Это именно то, что обеспечивает наши основные функции, навыки, общение. Кроме определения причин, это позволяет ответить на главный вопрос: «Что делать?».

Хочется рассказать о конкретном ребенке, с которым я общался несколько дней назад. Мама сказала, что у ребенка есть проблемы с телесной чувствительностью. Определила она это простым для себя способом: ребёнок постоянно залезает к ней на руки, просит его сильно обнимать, массировать, и это может продолжаться бесконечно. Он постоянно в этом нуждается. Такое поведение естественно для ребенка до года, а ему уже 10 лет. Умный молодой человек, который говорит на трех языках. Они жили в Канаде, сейчас живут в Германии, сами русскоязычные.

При общении с ребенком я действительно увидел, что у него есть особенности телесных ощущений и удержания зрительной фиксации.

Начнем со зрительной фиксации. Мальчику очень тяжело удерживать взгляд. Делает это с помощью мощного напряжения всего тела. Даже задерживает дыхание. При слежении за предметом глаза перескакивают, не плавно следят. В момент чтения это очень критично. Во-первых, он не дочитываю слова до конца, а придумывает окончания. Может перескочить через слово. Поэтому, когда нужно очень внимательно прочитать, он тратит на это много времени и сил. Значит, быстрее утомляется.

То же самое мы видим в письме. Чтобы смотреть, нужно напрячься,  а писать напряженной рукой достаточно сложно. Пока был маленький, он справлялся с темпом. Сейчас темп в школе вырос, у ребенка увеличилось количество ошибок, и он стал не успевать.

Что можно сделать в этой ситуации? Первое, что я посоветовала – писать с закрытыми глазами. Развиваем ту самую телесную чувствительность, о которой говорил выше. Когда мы пишем, то мы ориентируемся не только на то, что видим, нам еще помогает телесная память. Так мы можем написать слово, не глядя в этот момент на листок. Я вложил ему ручку в руку, взял его руку в свою и стал писать короткие слова. Ему нужно было их прочитать, не глядя, что я пишу его рукой. Он не очень хорошо справился с этой задачей. После этого я на листочке рисовал фигуры: квадрат, треугольник, круг. Предварительно ему их показал, и он знал, что я буду рисовать. Но когда я нарисовал линию, а это не было оговорено заранее, он не ошибся. Такие простые упражнения дают возможность искусственно сделать ту или иную сенсорную систему ведущей, поставить на ней акцент, проработать ее изолированно.

Зрительный образ в этом примере формируется не с помощью зрения, а с помощью тактильных ощущений, проприорецепции, слуха. В конечном итоге ребёнок научится опираться на весь сенсорный комплекс.

Ещё я посоветовал писать, лежа на животе. Что это даёт? Возможность разработать кисть. Когда лежишь на животе, то опираешься на локоть, и писать можно только с помощью кисти. Всё остальное зафиксировано. Такая тренировка пластики движения кистью и красивого письма.

Кроме того, надо научиться удерживать тело. С этим очень хорошо справляются, например, фехтование и скалолазание, которыми он раньше занимался. Фехтование – это удержание позы. Вспомните, как они красиво стоят, удерживая спину. А еще нужно постоянно удерживать внимание на противнике, уметь точно двигать кистью. Скалолазание – это такой вид спорта, в котором нужно долго висеть, просчитывать трассу, соотносить расстояние с размерами своего тела. Без этого просто не получится понять, дотянешься ты до следующего уступа или нет. И опять мы получаем удержание тонуса, удержание внимания и совмещение работы всех сенсорных систем. Именно то, что нужно в школе.

Насколько быстро будет результат? От первых упражнений дома – очень быстрый, так как ребёнок умный, и как только он почувствует, что это ему помогает, то сразу начнет использовать в своей деятельности. От занятий спортом результат будет более стойкий, но не такой быстрый. С такой комплексной помощью он однозначно справится со школьной программой.

Это взрослый ребенок, но то же самое можно делать и с детьми помладше. Например: с детьми 5 лет мы можем поиграть в игру «Найди под тряпкой динозавра». Может быть не динозавр, а машинки, куклы… Под пеленку, тряпочку прячем игрушки и на ощупь достаем конкретную. В такой игре происходит то же самое, что и при письме с закрытыми глазами. У ребёнка уже есть некоторые зрительные образы предметов, которые он распознаёт на ощупь. Это очень интересное и полезное упражнения для подготовки к школе.

Подводя итог, хочется сказать, что понимая, как устроена функция, как это работает, в чём сложности у ребёнка, всегда можно придумать, что делать. Поэтому, как я и говорил ранее, нужно сделать две вещи  (в черчении это называется стеклить). Пишем на одном листочке – что имеем, на втором – что нужно. Накладываем один на другой и понимаем, чего не хватает, а что в избытке. Тогда понимание того, что делать и к кому идти, появляется само собой.

А начинается жизнь и работа сенсорных систем с самого старта: с родов и младенчества. Туда мы оглядываемся, чтобы понять, как лучше идти вперед.

 

Вам может быть интересно:

7 мифов о гиперактивности

Адаптация живчика в саду и школе

Как использовать сильные стороны ребенка

Младенчество: и целая жизнь, и только этап

Одаренные и «проблемные» дети

Вебинар “Активные и ГИПЕРактивные дети”