Правда о сенсорных системах

"Усы, лапы и хвост – вот мои документы!"

Кот Матроскин знал о сенсорных системах все. Именно поэтому он бутерброд ел колбасой вниз. Знал, что сенсорные системы определяют человека, его реакции, его возможности, его движения, его мышление. И это не преувеличение. Все зависит от того, какую информацию мы получаем.

Откуда мы получаем информацию? Зрение, слух, обоняние, вкус, телесная чувствительность, вестибулярный аппарат, проприоцепция.

Сенсорные системы развиваются. Ребёнок рождается с сенсорными системами, но инструмент туповат. Его нужно оттачивать. Сенсорные системы развиваются в онтогенезе, от зачатия до конца жизни, и каждая сенсорная система проходит свой путь. Этот путь тесно связан с навыками, которые приобретает ребенок. Тяжело сказать, что первично: развитие сенсорных систем, которые дают возможность развиваться или развитие стимулирует расширение возможностей получения информации.

Для любого человека сенсорные системы дают возможность “быть”. Традиционно сенсорную интеграцию незаслуженно связывают исключительно с “особенными детьми”, в то время как это гораздо более широкое понятие. Каждый человек в течение жизни развивает и оттачивает свои навыки. А большинство из нас имеют те или иные особенности работы сенсорных систем, как правило, так или иначе скомпенсированные.

Только представьте, что было бы с человеком, если сенсорные системы не давали бы нам информацию. Он бы хватал горячее, садился на острое, ел несъедобное, не реагировал на звук приближающейся опасности. Гибель неминуема. Сенсорные системы не только сохраняют нам жизнь, но и определяют наше поведение. Вся информация, опираясь на которую мы принимаем решения и действуем, поступает от сенсорных систем. Наши ощущения обрабатываются мозгом, и мы реагируем. Если все работает на 100%, то наша реакция адекватна, а если нет, то наша реакция не соответствует ожиданиям.

У меня появилась идея переписать заново мой семинар по сенсорной интеграции, и в феврале 2021 появился новый курс. За 25 лет, 18 из которых я работал с детьми “с особенностями”, я отточил “до свиста” не только понимание, но и практическое применение знаний. Без лишней скромности, материал, который я дам, вы не найдете нигде.

Сенсорная интеграция играет важнейшую роль в развитии маленьких людей, и в то же время окружена огромных количеством заблуждений. С этим я и собираюсь работать.


Хотите расставить точки над «i» в теме сенсорной интеграции? 

Приходите на новый мини-курс Олега Леонкина “Сенсорная интеграция. Развитие, обучение, игра”. Для профессионалов и увлеченных родителей. 

🔶 3 онлайн-лекции в записи.
🔶 Дополнительные материалы для самостоятельного изучения.
🔶 Тестовое задание по итогам курса.
🔶 Участие в закрытой группе с обратной связью.

Интересно и полезно будет воспитателям, педагогам дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционным педагогам, специалистам, работающим с «особыми» детьми, руководителям кружков и секций, тренерам, а также мамам и папам, которые хотят понимать больше о развитии своего ребенка. 


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.