Определение сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция (СИ) - это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Такое определение сенсорной интеграции существует. Оно оправдано, но правдиво наполовину. Даже не наполовину, а только в самой начальной стадии понимания процессов сенсорной интеграции.А как на самом деле? А на самом деле сенсорная интеграция - это механизм позволяющий на основе полученного ранее опыта ПРОГНОЗИРОВАТЬ свои действия для получения конкретного результата. Но еще важнее оказывается, что такой прогноз возможен вообще без участия сенсорных систем в конкретный момент.

Главной же задачей сенсорной интеграции является АВТОМАТИЗАЦИЯ, а совсем не умение объединять полученные сенсорные стимулы. Под автоматизацией я подразумеваю, что сенсорные системы отслеживают и не пропускают информацию в кору головного мозга. Это дает возможность человеку выполнять некоторые задачи “на автомате” и думать, и говорить о чем-то важном одновременно, а значит экономить ресурсы. Например, веду машину, разговариваю по телефону по хендсфри. Или слушаю лекцию, делаю конспект и одновременно анализирую, о чем говорит лектор. Профессиональный футболист дает пас, сразу просчитывая (фоном) скорость ветра, бегущего партнера, направление, куда он бежит и…. мяч прилетает ровно в тот момент, когда нужно.

Такая автоматизация дает нам возможность жить интересной многозадачной жизнью.

Следующий важный момент. Конечно, сенсорные системы постоянно обрабатывают входящий информационный поток, но что если эта информация вообще никак не относится к задаче или действию, которое я планирую совершить. Тогда она будет скорее мешать, чем помогать. А значит ее нужно не анализировать, а игнорировать.

Вопреки распространенному мнению… Одним из главных свойств нервной системы является не возможность ощущать и анализировать, а в результате анализа ИГНОРИРОВАТЬ «неважную» информацию на данный момент.

Вы только представьте себе, что с вами будет происходить, если вы попробуете объединить все сенсорные стимулы в единое целое, и будете при этом пытаться выдать адекватную реакцию. Ту, которую от вас ожидают. На этом «стадионе» я могу резвиться часами, предлагая различные ситуации.

Один пример: совещание, ответственный момент, красивая женщина в юбке немного выше колена ловит на себе взгляды коллег, туфли обалденные, но немного жмут, напротив нее сидит коллега, которая вчера распускала о ней сплетни, докладчик вещает и нельзя пропустить ни слова, чтобы иметь возможность потом дать свой комментарий и запах духов соседа, которыми он себя полил от всей души, раздражает.

Еще пример: на уроке ребенку больше приходится игнорировать, чем воспринимать: соседи по классу, шумы с улицы, масса зрительных раздражителей, которые в принципе не имеют отношения к предмету, который учитель рассказывает у доски. Т.е поток, который нужно игнорировать, которым нужно пренебречь/”неважная информация” значительно больше того, который нужно услышать, увидеть, осознать.

Или еще более жесткий пример. Случилась катастрофа и в больницу в приемное отделение скорые привозят людей. Нужно поставить предварительный диагноз, оценить состояния и угрозу для жизни человека, приоритизировать действия по отношения к больным и самих больных. Все кричат, диагнозы сыпятся, как из рога изобилия. Стоны пострадавших. Родственники требуют информации (картинка из фильмов). В такой ситуации нужно не потерять концентрации и принять правильное решение. Если не игнорировать большинство стимулов, то к чему это приведет?

Как отец многодетной семьи, могу ответственно заявить, что неумение игнорировать большее количество стимулов, которое высыпается на меня, «как из ведра» ежеминутно, я не смог бы написать и строчки этого текста.

Очевидно, что в большинстве случаев в обычной жизни, а тем более в стрессовых ситуациях объединять в единое целое все сенсорные стимулы - это провал. Насколько будет адекватной реакция при попытке все объединить, а не игнорировать большую часть информации от сенсорных систем? Вот тогда и возникает вопрос: а почему так усиленно, с упорством маньяка, некоторые учат нас чувствовать? Всем сторонникам такого подхода таламус с мозжечком передают большой привет.

Надо учить матчасть - почаще брать в руки книги и статьи о физиологии нервной системы.

Еще раз: прогноз, игнорирование, автоматизация.

МОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: сенсорная интеграция - это умение мозга анализировать полученную информацию, ОПРЕДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ и на основе этого анализа и полученного ранее опыта выстраивать ПРОГНОЗ. Главной задачей сенсорной интеграции является АВТОМАТИЗАЦИЯ деятельности. Именно умение мозга автоматизировать наши действия даёт возможность выжить.


Хотите расставить точки над «i» в теме сенсорной интеграции? 

Приходите на новый мини-курс Олега Леонкина “Сенсорная интеграция. Развитие, обучение, игра”. Для профессионалов и увлеченных родителей. 

🔶 3 онлайн-лекции в записи.
🔶 Дополнительные материалы для самостоятельного изучения.
🔶 Тестовое задание по итогам курса.
🔶 Участие в закрытой группе с обратной связью.

Интересно и полезно будет воспитателям, педагогам дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционным педагогам, специалистам, работающим с «особыми» детьми, руководителям кружков и секций, тренерам, а также мамам и папам, которые хотят понимать больше о развитии своего ребенка. 

Обратите внимание на пакет "Гармоничное развитие", включающий курс "Сенсорная интеграция" и "Естественное развитие ребенка" - лучшее предложение для родителей и специалистов, работающих с детьми!


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.