О сомнительной пользе “грудничкового плавания”

Устал быть вежливым и смотреть, как мои “коллеги” “оздоравливают” детей. Устал слышать о том, что нырять для детей грудного возраста естественно и полезно. Специально посмотрел пару десятков статей и видео о грудничковом плавании. Ни в одной не обосновано, почему нырять грудному ребенку полезно. Просто написано, что всем известно о пользе плавания и о том, что ребенок привычен к водной среде, поэтому надо нырять. Это помогает научиться задерживать дыхание.

У меня всего один вопрос –… ЗАЧЕМ? Зачем ребенку, не живущему на берегу реки, моря, в Венеции или Чжуцзяцзяо, уметь нырять, всплывать? Кто сможет мне описать ситуацию, в которой ребенку до 6 месяцев может пригодиться этот опыт. Почему полезно задерживать дыхание? Я знаю, почему важно уметь кашлять и чихать. Зачем задерживать дыхание – не знаю. Уважаемые коллеги, перестаньте нести в массы бред о пользе ныряния в грудном возрасте.

Как оценить пользу от пребывания ребенка в бассейне?

Очень просто – нужно всего лишь понимать, что полезно ребенку в его возрасте и возможно ли потребности ребенка удовлетворить в бассейне.

Для самых маленьких (до трех месяцев) важно общение с матерью. Если мама получает удовольствие от плавания, то и ребенок может плавать с матерью. Ребенку важно ощущать различные состояния мамы. Поэтому мама, любящая плавать, может делать это с ребенком.

После трех месяцев ребенок активно развивается и в бассейне ему можно помочь. В воде легче перевернуться и при этом ощущать повышенное сопротивление воды при каждом движении. При грамотно подобранных действиях инструктора с меньшими затратами для ребенка его можно научить лежать на животе, переворачиваться со спины на живот, удерживать голову. Важно знать, к чему ребенок готов, и использовать особенности воды для помощи ему. Как в любом деле, иметь инструмент не самое главное. Главное – уметь его использовать. И с бассейном это тоже важно.

Так можно расписать каждый этап развития ребенка до года и описать преимущества «плавания». Но мне хочется сказать одну, самую важную вещь: самое главное – это эмоциональная включенность ребенка в процесс и его собственная активность. При этом эмоциональное включение не обязательно должно быть положительным. В определенных ситуациях можно и нужно работать на негативных реакциях ребенка, но только в присутствии мамы и недолгое время. Важна включенность мамы в процесс. Попробуйте представить себе маму, которая в процессе занятий в бассейне отвлеклась от ребенка. Невозможная ситуация, и это самая главная польза для ребенка, и именно это ценят дети – безраздельное обладание мамой. В этой ситуации ребенка возможно не только научить плавать, переворачиваться, ползать… Его можно научить всему, если инструктор грамотен и умеет подобрать упражнения к каждому ребенку.


🔹 Как правильно и гармонично развивать ребенка на каждом этапе взросления?
🔹 Как скомпенсировать родительские "косяки"?
🔹 Как справляться с разными состояниями ребенка: истерики, нежелание учиться и многое другое...
🔹 Правила эффективной мотивации и воспитание успешного ребенка.
🔹 Как научиться лучше понимать своего ребенка и выстроить с ним гармоничные отношения?

Об этом и многом другом я рассказываю на моем авторском онлайн-Практикуме "Секреты детства для счастливого будущего". Рассказываю о том, как устроен ребенок от 0 до 12 лет в связке "Тело-эмоции-психика". Ребенок - это целостное создание, где тело, эмоции и психика неразрывны.

"Я слушала практикум, когда дочь была 6тимесячной. каждая лекция впиталась целиком. Уже прошли 1,5 года я опираюсь на концепции развития, данные Олегом в работе даже со взрослыми. при том, что я психолог и теории разной и практики валом итак. Его подход прост и естественен и через пример с младенцем многое можно понять даже в бизнес ситуациях"

До 16 сентября открыта ранняя регистрация со скидкой 45% и видео-бонусом "Откаты в развитии ребенка". Возможна рассрочка и скидка многодетным.


Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Использованное изображение: Mirta Groffman